Сегодняшние формы усвоения знаний все более тяготеют к зрительному ряду, образу, форме и цвету, а Homo Reading (человек читающий) постепенно уступает свои позиции Homo Clicking (человеку кликающему). Не стоят на месте технологии обучения, и педагогические приемы, используемые в учебном процессе, ориентированные в основном на речь, постепенно отходят на второй план.
При этом специалисты в области образования давно заметили, что визуализация информации помогает учащимся быстро перейти от уровня выучил, сдал и забыл к уровню представляю и всегда смогу использовать.
Мало того, практика показывает, что люди, осваивавшие в школьные и/или студенческие годы учебный курс “с картинками”, как правило, принципиально отличаются по стилю мышления, от тех, кто обучался без них, способностью к более эффективному применению на практике полученных знаний.
Есть спрос — есть и предложение, и, несмотря на кризис системы образования в стране, российская индустрия компьютерных средств обучения, и в первую очередь электронных учебников, тренажеров, лабораторных практикумов и т. п., сегодня, после 10 лет своего существования, переживает если не бум, то, по крайней мере, период устойчивого развития, а продукция отечественных компаний, занятых их выпуском, востребована не только в России, но и за рубежом.
Среди примерно полутора десятков компаний, работающих на этом рынке, на звание старейшей по праву претендует компания ФИЗИКОН, отметившая в декабре 2002 г. свое десятилетие.
По словам ее основателя и директора Наталии Соболевой, она в свое время была просто поражена возможностью, как тогда говорили, IBM-совместимых компьютеров в области моделирования и визуализации физических процессов и явлений, и в 1991—1993 гг. коллектив кафедры физики МФТИ, доцентом которой она тогда была, создал первые учебные компьютерные курсы “Молекулярная физика на компьютере”, “Волновая оптика на компьютере”. Они и поныне используются при чтении лекций преподавателями кафедры общей физики МФТИ.
Первым же серьезным успехом на рынке уже самостоятельной компании по производству учебных компьютерных программ может считаться вышедший в 1994 г. учебный курс “Физика в картинках”, ориентированный на школьников старших классов и абитуриентов и позволяющий моделировать физические явления и процессы. О его популярности говорит то, что его растиражировали “пираты” в огромных количествах (это был первый отечественный образовательный компьютерный курс, выпущенный на компакт-диске).
Продукт оказался настолько глубоко методически и технически проработан, что продается до сих пор не только в России, но и включен в самый свежий американский каталог программ “Physics Academic Software”.
Кстати, бессменный научный редактор электронных учебников по физике, выпускаемых ФИЗИКОНом, — профессор МФТИ Станислав Козел, известен многим поколениям физтеховцев и школьников всей страны по замечательному задачнику по физике и олимпиадному движению.
С тех пор в компании разработано более 10 учебных компьютерных курсов по физике, математике, астрономии, химии и биологии и другим предметам, многие из них рекомендованы Минобразования РФ в качестве учебных пособий для школ. Продукты ФИЗИКОНа являются лауреатами таких ежегодных российских и международных выставок и конференций, как “Информационные технологии в образовании”, “Школа”, SofTool, CеBIT и ряда других.
Сегодняшний компьютерный учебник, например ФИЗИКОНовский курс “Открытая физика 2.5”, содержит более 100 интерактивных компьютерных моделей, свыше 600 схем и рисунков, число тестов, задач и контрольных вопросов превышает 1,5 тыс. При выполнении лабораторных работ, школьник может использовать различные “приборы”, наблюдая в реальном времени изучаемые физические явления. При этом активно применяются Flash-, XML- и другие технологии, для моделирования используются Java-апплеты, а большинство “картинок” реализованы при помощи 2D- и 3D-технологий. Кроме того, продукт содержит “Журнал достижений учащегося”, сертификационный тест и, что очень важно, методические материалы для преподавателя.
Продукция ФИЗИКОНа широко известна не только в России, но и за рубежом: компания является членом международной OpenTeach Group, занимающейся разработкой новейших учебных и образовательных программных систем и технологий. Первые зарубежные партнеры и заказчики у нее появились еще в 1995 г., и с тех пор она не только локализует и продает свои продукты во многих странах мира, но и предоставляет лицензии на реализованные в них модели, ведущим западным издательствам для подготовки ими собственных учебных курсов.
Наряду с этим ФИЗИКОН участвует в ряде международных проектов по разработке образовательного и учебного ПО как на компакт-дисках, так и для Интернета, создавая учебные компьютерные курсы по заказам западных издательств (успешно завершено уже более 40 проектов), в которых в том числе использованы сценарии и методики иностранных специалистов, — достаточно упомянуть многолетнее сотрудничество компании с университетом г. Сан-Диего по организации виртуальных лабораторий по физике и другим естественным наукам.
Примерами больших зарубежных проектов, в которых участвовал ФИЗИКОН, являются разработка инструментария-конструкторов для учителей средних школ США (проект SDSU), а также создание общенационального Web-сервера поддержки обучения в университетах США (проект ВСА). Этот сервер используют более 100 учебных заведений (свыше 10 тыс. посещений в день).
Вклад ФИЗИКОНа в последний проект состоял не только в программировании и тестировании сервера, но и в создании тестов и задач более чем для 100 книг по 13 предметам, в том числе по математике, физике, химии, астрономии, биологии, праву, английскому языку, философии, социологии и статистике (по одной только математике было составлено около 100 тыс. алгоритмических задач). И поневоле удивляешься, почему в России не находится средств на открытие подобного общенационального сайта при наличии таких научно-образовательных и производственных сил, которыми сегодня располагают отечественные компании, работающие в области производства учебного софта!
Пока же эти компании вынуждены поддерживать свои сайты дистанционного обучения. Физиконовский образовательный сайт “Открытый колледж” (www.college.ru) — Интернет-проект дополнительного образования — трижды (в 2000—2002 гг.) номинировался на национальную Интел-Интернет-премию в области культуры, науки и образования.
Кроме того, в 2000 г. он завоевал ежегодную премию Рунета “Золотая Сеть” в номинации “Дистанционное образование”, в 2001 г. был признан лучшей системой дистанционного образования на конференции “Информационные технологии в образовании — 2001”, а на недавно завершившемся конкурсе образовательных ресурсов российского Интернета “Образование в Рунете” стал его лауреатом в двух номинациях и завоевал главный приз в номинации “Обучение и тестирование”.
ФИЗИКОН первым из российских разработчиков начал использовать для подготовки учебных курсов на компакт-дисках Интернет-технологии (1998 г., курс “Открытая математика. Геометрия”), и сейчас это один из принципиальных элементов всей линейки его продуктов.
При этом для навигации по дискам предложен интерфейс, близкий к интерфейсам Интернет-браузеров, и пользователь в любой момент может перейти с диска на сайт “Открытый колледж” (на него приводят также такие очевидные имена в Рунете, в которых между www. и .ru, стоят слова physics, mathematics, chemistry, biology, geography и english), содержащий как школьные курсы (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы), так и курсы для профессионального образования (экономика и бизнес, защита информации, волновая оптика, английский язык, деловое письмо на английском, управление временем и искусство переговоров).
Аудитория этого сайта, кроме “слушателей” более чем из 200 городов России, — русскоговорящие люди из 85 стран мира. В то же время у ФИЗИКОНа есть и англоязычный “Открытый Колледж”, дающий возможность преподавателю создавать свой интерактивный Интернет-ресурс, вставляя собственные компоненты, и подписать учеников на свой курс.
Интересно, что в последнее время компания ФИЗИКОН решила диверсифицировать свою деятельность и использовать опыт и технологии, накопленные при создании сложных Интернет-систем для зарубежных заказчиков, для разработки и внедрения информационных систем для малого и среднего бизнеса.
Разработкой программных продуктов в ФИЗИКОНе сегодня занимаются свыше 100 человек, основная часть которых — выпускники известных вузов, в том числе “материнского” Физтеха, поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1999 г. в МФТИ функционирует Центр сетевых образовательных технологий и систем, созданный ФИЗИКОНом и Физтехом.
За время его существования защищено несколько дипломов и кандидатских диссертаций в области дополнительного образования. А в настоящее время ФИЗИКОН совместно с МФТИ трудятся над порталом по естественным наукам и порталом “Абитуриент”.
Восточная философия утверждает, что жизнь человека протекает не только из настоящего в будущее, но в определенном смысле и в обратном направлении: будущее в значительной мере зависит от того, каким мы его себе представляем и какие усилия предпринимаем, чтобы оно стало именно таким. Поэтому так важно внедрять новые принципы обучения, базирующиеся на использовании компьютерных систем и позволяющие резко повысить качество образования и выработать у учащихся умение мыслить системно и более глубоко понимать информационные процессы в природе и обществе. А это значит, что российские компании, создающие программные продукты для обучения, работают на наше будущее, и, как говорится, дай им Бог успехов на этом пути.