По оценкам исследовательских компаний, в 2002 г. Китай вышел на второе место в мире по количеству абонентов Интернета (59,1 млн.), уступив в этом лишь США. Согласно данным Китайского информационного центра Интернета, число пользователей всемирной сети в КНР увеличилось на 75,4% по сравнению с показателем 2001 г. Более того, этот показатель в настоящее время составляет 9% от общего числа абонентов всей планеты.

На конец минувшего года в Китае 20,83 млн. компьютеров имели доступ к Интернету; в национальном сегменте Сети действует 371 тыс. Интернет-сайтов. Как ожидается, в 2003 г. количество абонентов Интернета в Китае достигнет 86,3 млн человек, увеличившись на 46% по сравнению с 2002-м.

В последние годы науке в Китае уделяется самое пристально внимание, причем на самом высоком уровне: власти КНР активно поддерживают начинания своих ученых, лоббируют вопросы развития науки и высоких технологий, создают условия для появления новых направлений.

В начале января Всекитайское совещание по развитию науки и техники определило наиболее приоритетные направления на 2003 г. Среди таких задач — создание и утверждение в стране системы инноваций и благоприятных условий для дальнейшего развития науки и техники.

К числу первостепенных относятся также задачи расширения сотрудничества между научно-техническими учреждениями и ведомствами и повышения конкурентоспособности Китая на мировом рынке. Большое внимание планируется уделить кадровым вопросам, работе в области патентования, технической стандартизации, развитию новых технологий в сельской местности.

Китай сегодня держит лидерство сразу по двум показателем — количеству абонентов как телефонной, так и сотовой связи. Так, если к концу 2001 г. КНР насчитывалось 300 млн. абонентов телефонной связи, то в конце октября 2002-го их число уже превысило 400 млн. человек. В ноябре прошлого года количество абонентов мобильной телефонной связи в стране превысило 200 млн.

Одной из динамично развивающихся в Китае отраслей сегодня являются телекоммуникации. В стране действуют шесть крупных компаний, включая “Чайна Телеком”, Объединение мобильной связи Китая, “Чайна Юником”, Объединение Интернет-связи Китая и др. Рыночная доля каждой из них не превышает 50%.

Активно развивается сфера производства информационно-электронной продукции. Объем ее экспорта в прошлом году значительно увеличился, достигнув за десять месяцев 72,55 млрд. долл.

В 2002 г. в Китае удалось приостановить снижение объемов производства и реализации цветных телевизоров. За 10 месяцев минувшего года было произведено и реализовано 44 млн. цветных телевизоров. За тот же период времени Китай экспортировал 14,376 млн. этих устройств, что выше того же показателя 2001 г. на 55,7%.

Производство цветных телевизоров, DVD, VCD, музыкальных центров и др. видов электронной продукции стало ведущим направлением развития информационно-электронной индустрии КНР в 2002 г.

Алексей Пронин

Версия для печати