Компания Ланит выпустила второе обновление своего аналитического обзора "Электронный бизнес в нефтяной индустрии". Впервые этот обзор увидел свет в конце 2001 г., а через полгода вышло его первое обновление. Последний вариант данного документа выпущен в феврале 2003 г. и отражает изменения, произошедшие в исследуемой области за период с июля по декабрь 2002 г.

В нем классифицированы и детально проанализированы все направления электронного бизнеса на российском и западном нефтяных рынках:

  • приобретение участков земли, а также информации, характеризующей продаваемые участки с различных точек зрения;

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов (перекачивание по трубопроводам, морские и речные перевозки);

  • продажи нефти и нефтепродуктов на биржах;

  • торговля судовым топливом;

  • торговля бензином на нефтеперерабатывающих заводах и АЗС;

  • управление кредитными рисками при совершении сделок и управление кредитно-финансовым обеспечением;

  • снабжение нефтяных компаний материальными ресурсами и услугами: капитальным оборудованием, комплектующими, а также оборудованием для обслуживания, ремонта и эксплуатации;

  • поиск и найм персонала;

  • информационное обеспечение деятельности компаний в нефтяной индустрии.

Обновленный документ содержит данные о текущем состоянии и перспективах развития электронного бизнеса в ведущих российских компаниях, таких, как ТНК, “ЛУКойл”, “Сибнефть” и ЮКОС. В отдельном блоке приведены описания и анализ подобных решений, реализуемых в России в совместных проектах отечественных и крупных зарубежных нефтяных компаний. Это проекты ИНМАРСИС, Neftegaz, Platts и NefteBid. Одна из глав посвящена проектам крупнейших западных корпораций: BP Amoco, Chevron Corporation, Eni Group, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell Group, Texaco и TotalFinaElf.

В приложениях приводится анализ состояния электронного бизнеса на западном и российском нефтегазовом рынках. Кроме того, обзор дополнен описанием прогнозируемых темпов развития электронной межкорпоративной коммерции и связанных с этим этапов вхождения компаний в Интернет-бизнес. Описаны все успешно функционирующие механизмы Интернет-торговли дан перечень товаров, реализуемых в отрасли по каналам электронного бизнеса.

По мнению авторов, особая актуальность выпущенного обновления для российских нефтяных компаний обусловлена рядом объективных факторов:

  • электронный бизнес с успехом применяется в энергетике и, в частности, в нефтяном секторе;

  • в западной практике существуют успешные примеры использования электронного бизнеса в производственной цепочке – начиная от разведки и добычи нефти и заканчивая торговлей бензином;

  • Интернет наиболее востребован при решении задач снабжения предприятий нефтегазовой отрасли оборудованием и материалами, а также при продаже сырой нефти и нефтепродуктов;

  • западные вертикально-интегрированные холдинги переводят процессы закупок в электронную среду. Некоторые нефтяные компании — такие, как BP Amoco, поставили задачу перевести в электронную форму 95% закупок;

  • российская нефтегазовая индустрия только начинает использовать ресурсы Интернет в развитии бизнеса;

  • большинство отечественных Интернет-проектов имеют ограниченную функциональность.

Дополнительную информацию можно получить по адресу: www.lanit.ru/analit_obzor.html.

С. С.

Версия для печати