Правильность тезиса о том, что авторитет системного интегратора определяется реализованными им проектами, в общем-то ни у кого не вызывает сомнений. Однако характерная черта российского компьютерного рынка — его явно недостаточная информационная открытость. И одна из наиболее закрытых тем — как раз вопросы взаимодействия представителей ИТ-бизнеса (поставщиков и интеграторов) и корпоративных заказчиков. Причину этого можно обсуждать долго, но очевидно, что развитие ИТ-рынка объективно требует более широкого освещения реального положения дел на нем, публичной демонстрации достижений и открытого обсуждения проблем.
        Этому и была посвящена первая конференция “Новые информационные технологии в управлении крупными предприятиями”, которую компания Cognitive Technologies провела для своих корпоративных заказчиков в местечке Белек на Анталийском побережье Турции.
        Сначала отметим довольно любопытное изменение рыночного статуса самой Cognitive, постепенно сменившей имидж разработчика ПО на образ проектного интегратора в сегменте крупных корпоративных пользователей. Действительно, еще четыре года назад фирма была известна OCR-программами. Затем стала активно заниматься архивацией документов на базе своего продукта “Евфрат”, который довольно быстро превратился из системы индексирования файлов настольного ПК в достаточно серьезный инструмент создания корпоративных архивов. Весьма примечателен и тот факт, что по итогам 1998 г. Cognitive была признана лучшей компанией-разработчиком на платформе IBM AS/400 в России.
        Такая смена ориентации Cognitive в какой-то момент даже вызвала некоторую негативную реакцию среди местных компьютерных компаний, углядевших в этом нарушение сложившейся системы разделения труда на рынке. Однако именно здесь хотелось бы отметить, что сегодня вопрос об оптимальной модели системной интеграции является весьма дискуссионным. Действительно, с одной стороны, нужна определенная специализация, которая обеспечивала бы требуемый уровень качества выполняемых работ. Но, с другой, для успешной реализации проекта необходима нацеленность исполнителя на решение конечной задачи заказчика в долгосрочной перспективе. Соответственно требуется очень значительный объем работ по внедрению (точнее, адаптации) в корпоративную систему даже, казалось бы, уже готовых решений.
        В этом плане способ продвижения своих разработок путем активного участия в создании законченных информационных систем, возможно, является достаточно продуктивным. Тем более что это соответствует и общемировым тенденциям на уровне самых крупных мировых компаний, которые переходят к поставкам технологий по принципу “законченное интегрированное решение от одного поставщика”.
        Впрочем, на прошедшей конференции, как подчеркнула исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова, фирма выступала в первую очередь в качестве “интегратора”: доклады о своих технологиях сделали многие ее партнеры — IBM, NCR, Xerox, BankTec, HP, Fiserv, “Форс” и Project Marketing. Весьма примечательно, что значительная часть этих докладов была посвящена не просто презентации отдельных продуктов, а концептуальным вопросам развития информационных систем (особенно запомнились сообщения представителей Xerox и NCR). Отметим также обзор состояния автоматизации банковских системы, сделанный Крисом Лоутером, региональным менеджером компании Fiserv, которая заключила в начале нынешнего года соглашение с Cognitive о продвижении своих разработок в этой сфере в России.
        Однако наибольший интерес на конференции, конечно, вызвали доклады и сообщения представителей корпоративных клиентов (Газпромбанк, ГВЦ Минсельхоза, Госстандарт, Пенсионный Фонд и др.), а также обсуждение проблем развития информационных систем на круглых столах и в кулуарах.
        Следует подчеркнуть, что, по мнению заказчиков, понятие “системный интегратор” требует по крайней мере уточнения. Они высказывали четкое убеждение, что лучший интегратор — это ИТ-отдел заказчика. Именно ему принадлежит сегодня ключевая роль в создании и поддержке информационных систем, а внешние фирмы отвечают в основном за реализацию отдельных функциональных блоков.
        Конечно, этот тезис можно объяснять пережитками советских времен с тягой организаций к натуральному хозяйству и привести примеры стиля работы российских отделений международных компаний. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в западных компаниях огромный объем разработок ПО и внедрения информационных систем приходится на внутрифирменные подразделения. А минимальные размеры ИТ-отделов их региональных филиалов объясняются высоким уровнем стандартизации корпоративных систем.
        Упреком российским фирмам-интеграторам прозвучало также мнение об их сильной ориентации не на задачи клиента, а на продвигаемые ими технологии, причем с желанием продать все сразу вместо поэтапного внедрения.
        В частных беседах отмечалось, что российские разработки для корпоративных заказчиков порой не поспевают за темпами развития бизнеса клиентов. Этим во многом объясняется наметившаяся тенденция перехода от отечественных продуктов к зарубежным при расширении информационных систем. Причины подобного явления — нехватка у разработчика средств для динамичной модернизации продуктов и недостаточное внимание, уделяемое прогнозированию изменений потребностей клиентов. Хотя, по-видимому, есть и другие факторы.
        Одним из острых вопросов расширения использования ИТ является оценка их реального вклада в повышение эффективности работы предприятия. Теоретически ответ на него вроде бы очевиден, и можно найти множество аргументов “за автоматизацию” на страницах компьютерной прессы. Однако в действительности все обстоит гораздо сложнее.
        В качестве одного из главных тормозов расширения применения компьютерных технологий неоднократно называлась низкая заинтересованность в информационной открытости на самых разных уровнях российского общества: от малых предприятий до органов государственного управления. Общая нестабильность в стране ориентирует фирмы на решение краткосрочных задач, без учета перспектив, отсюда и выбор соответствующей модели автоматизации.
        На конференции ряд докладов был посвящен проблемам создания хранилищ данных и обоснованию тезиса о том, что анализ детальной информации позволяет вырабатывать оптимальную стратегию бизнеса. Однако правильность такого суждения требует обязательного уточнения — достоверной информации. А именно это является традиционной проблемой российских систем управления, как на федеральном, так и на региональном уровне (да и на предприятиях).
        Конечно же, не был обойден вниманием Internet, все однозначно признали перспективность его использования. Например, директор ГВЦ Минсельхоза Юрий Зятьков отметил заметный рост применения телекоммуникационных технологий на нижнем уровне отрасли — в крупных сельскохозяйственных предприятиях и небольших фермерских хозяйствах. Большой интерес вызвал доклад представителя Госстандарта Ирины Ефановой, которая показала возможности Web-технологий для доступа к огромным информационным ресурсам этого ведомства. Однако сложилось впечатление, что как раз в реализации подобных проектов государственным структурам явно не хватает маркетинга и сотрудничество с профессионалами из сферы бизнеса для них было бы очень полезно.
        Вместе с тем подчеркивалось, что для использования Internet в критически важных бизнес-целях, например в банковском деле, требуется существенное повышение безопасности и защиты информации.
        В завершение все присутствовавшие на конференции положительно отозвались о пользе подобных мероприятий, когда можно не только послушать доклады и поучаствовать в общих дискуссиях, но и пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Тем более что условия курортов Анталии располагают к обсуждению тем, которые пока не принято затрагивать в выступлениях с трибуны.
         Cognitive Technologies: (095) 135-5510.

Версия для печати