Совсем недавний пример - приобретение фирмы Clarify (Сан-Хосе, шт. Калифорния) корпорацией Nortel Networks (Брамптон, пров. Онтарио, Канада). Гигант сетевой отрасли анонсировал планы покупки производителя ПО CRM (customer relationship management - управление отношениями с клиентами) за 2,1 млрд. долл. - многовато, если учесть, что доход Clarify за прошлый год составил лишь 130 млн. долл.
Всего через неделю после этого объявления Nortel стало известно о намерении фирмы PeopleSoft купить за 433 млн. долл. корпорацию Vantive, выпускающую это же ПО.
Таким образом, уже можно говорить о тенденции на рынке ПО для предприятий: крупные игроки скупают мелких разработчиков, пополняя свой ассортимент их продукцией.
Клиенты реагируют на происходящее неоднозначно. Одни менеджеры ИТ считают, что интегрированные приложения, рождающиеся от таких покупок, обладают множеством привлекательных черт, тогда как другие опасаются смешения лучших технологий с посредственными.
"Компании выходят за пределы своей компетенции, - жалуется клиент Clarify Крис Конрай, директор по ИТ и производству фирмы Intellution (Норвуд, шт. Массачусетс), занимающейся разработкой ПО автоматизации для промышленных предприятий. - Чем больше они расширяют сферу охвата своих решений, тем выше риск того, что жертвой этой деятельности окажется одно или другое направление их функциональности".
Nortel, однако, не назовешь типичным покупателем CRM-компании. По всей вероятности, она не собирается интегрировать ПО Clarify в свой комплект серверных приложений и оставит без перемен как сами приложения Clarify, так и цикл их разработки - по крайней мере, представители Clarify высказывают такие надежды. Поговаривают они и о том, что специалисты Nortel возьмутся за создание платформ исполнения ПО Clarify в интересах клиентов, использующих его на правах аренды.
"Прежде чем сделать свое предложение, руководство Nortel рассмотрело множество кандидатов из Кремниевой долины", - разъяснила вице-президент корпорации и генеральный менеджер по продуктам для обслуживания клиентов подразделения Enterprise Solutions Сьюзен Кинг.
Основным требованием было наличие набора продуктов, который помог бы связать воедино технологии операторских центров, CRM и электронной коммерции. "Главное, чем мы руководствовались, - заявила Кинг, - это необходимость интегрировать все эти платформы в готовое решение для клиента". В выборе Clarify сыграли роль два фактора: второе место компании на рынке ПО CRM и высокие темпы роста (около 80% в год).
Nortel рассчитывает не только пополнить существующий арсенал ПО для предприятий, но и использовать новое приобретение в интересах своего подразделения ASP (application service provider - поставщик прикладных услуг), обслуживающего компании. Кинг пообещала, что такие компании смогут инсталлировать CRM-приложения в своих сетях.