Все мы помним, что компьютер поначалу звался электронной вычислительной машиной, а машина, да еще вычислительная - это что-то из области естественных наук, информатика где-то рядом с математикой. И в школе информатика часто казалась скучным и ненужным предметом, особенно когда преподавалась она "всухую", т. е. без самого компьютера.

Потребовалось немало времени и усилий, чтобы отношение к информационным технологиям как к важной составляющей практически любой деятельности, стало фактом общественного сознания. Изменилась роль компьютера в школе, изменилось отношение школы к компьютеру. Немалую работу проделал для этого Институт новых технологий образования (ИНТ), который в течение многих лет занимался информатизацией образования как в Москве, так и за ее пределами. В результате множество школ России оборудовано компьютерами, по большей части это техника производства Apple - компании, которая традиционно уделяет особое внимание проблемам образования.

На нем присутствовали заместитель Министра образования РФ Б. А. Виноградов, председатель Московского комитета образования Л. П. Кезина, министр Правительства Москвы А. И. Музыкантский. После доклада директора ИИТО В. Г. Кинелева "Образовательная программа ИИТО: принципы формирования и структура" и сообщения представителей компании Apple Computer Russia IMC о новых технологиях Apple для образования, началось представление и обсуждение Рекомендаций "Информатика в начальном образовании" (разработчики: ИИТО, Международная федерация по обработке информации, ИНТ).

За сухим словом "рекомендации" стоит нетрадиционный подход к начальному образованию как к информационной системе школа - ребенок - учитель - родитель. Сформулированы новые цели образования, вводится понятие "новая грамотность", овладев которой ребенок сможет не просто читать текст, но понимать, воспроизводить и передавать прочитанное.

Компьютерные технологии позволяют сформировать информационную обучающую среду, где меняется роль и место учителя, создаются новые модели содержания информации и новые формы учебной деятельности. Обучение из пассивного становится активным, дети учатся находить информацию и конструировать объекты, используя при этом все способы и формы восприятия.

Новый подход к образованию требует такого же конструктивистского подхода к подготовке учителей. Сегодня учитель должен быть не носителем закостеневших сведений, но мастером и соучастником учебного процесса.

После представления Рекомендаций о своем опыте использования новых технологий в предметном обучении рассказали учителя школ и гимназий. Прекрасные, почти профессионально сделанные работы старшеклассников по истории Москвы продемонстрировала учительница школы № 818 И. П. Сафонова. И как приятно было услышать из ее уст, уст преподавателя гуманитарных дисциплин - истории и москвоведения, слова "Компьютер - мой друг". Замечательно, что новые технологии в школе - это не скучная "информатика", а реальное общение ребят с миром информации.

В рамках семинара были представлены обучающие мультимедийные продукты издательств "Новый диск" и "Интерсофт" и состоялись практические тренинги "Лого-технологии в начальном образовании", "Основы анимации и мультипликации", "Проектная деятельность и видеотехнологии" и "HyperStudio - мультимедийная рабочая среда для учителя".

Версия для печати