Отечественный рынок мультимедиа-программ напоминает лесную поляну. В благоприятных дождливых условиях мультимедиа-весны 1996 -1997 гг. мы наблюдали дружные всходы не особенно отличавшейся разнообразием растительности. Сегодня же на иссушенной кризисным зноем поляне произрастают совсем другие, хорошо приспособленные к суровым условиям растения, которые сумели выжить благодаря своим уникальным свойствам. Любопытно проанализировать состав мультимедиа-дисков, представленных на фестиваль "Аниграф. Контент-2000".

Во-первых, следует отметить заметное расширение тематики мультимедиа-дисков. Например, на фестивале нынешнего года появились диски для хобби ("Вышивка крестом", "Русская береста"), мультимедиа-учебники по прикладной психологии (серия видеотренингов "Кадровый менеджмент") и бизнесу ("Чтение деловых контрактов").

Во-вторых, издатели углубились в специальные области (учебники "Автоматизированные испытания в технике", "Абдоминальная эндоскопическая хирургия" и "Нейрогистология"), что существенно расширяет круг потребителей мультимедиа-продукции.

В-третьих, резко увеличилось число бизнес-изданий (презентационных и справочных), значит, индустрия, раньше существовавшая во многом благодаря энтузиастам мультимедиа, все больше переходит на коммерческую основу.

В-четвертых, возросло число региональных дисков, они в основном созданы на целевые средства, выделенные местными администрациями, фондами или компаниями-спонсорами.

Нынешний фестиваль принес немало интересных идей. Так, диск "Органическая химия" воплощает метафору театра: весь учебный материал представляется на театральной сцене. Имеется и персонаж, ведущий спектакль. Приятно, что авторы не ограничились простым переложением книжного учебника на CD. Например, учащийся может смешивать содержимое пробирок с разными веществами (известными и неизвестными) и наблюдать за результатами опыта.

Всего на фестиваль было представлено 39 дисков, два из них демонстрировались вне конкурса. На первом этапе диски оценивались по таким критериям, как качество и объем информации, художественность, занимательность, гармония средств мультимедиа, устойчивость работы и т. д. Первый тур прошло 20 дисков. По результатам второго этапа жюри присудило награды самым выдающимся из них. Победителями фестиваля стали 11 работ.

"Гран-при" получила "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000" - грандиозный по объему и широте тематики мультимедиа-продукт, выпускаемый на семи CD-ROM и на DVD-ROM. Первый приз получил образовательный диск "История России и ее ближайших соседей". Приз "Мое отечество" присужден мультимедиа-антологии "Грушинский фестиваль. 30 лет". В номинациях "Мультимедиа-альбомы", "Обучающие и образовательные программы", "Бизнес, презентации и профориентированные диски" и "Развлечения, хобби" победили соответственно "От Кремля до Рейхстага", "Органическая химия", "Калашников" и "Вышивка крестом". Спецпризы жюри присудило дискам "Москвоведение", "Народные промыслы. Русская береста", "Математика на планете Счетоводов" и серии электронных правовых энциклопедий фирмы "Гарант-Сервис".

В рамках фестиваля "Аниграф. Контент-2000" прошел мини-фестиваль "Арт-CD 2000", на котором творческое объединение художников Э.Т.И. представило свои произведения на CD-ROM.

Версия для печати