"ЮКОС" делает ставку на информационные технологии
По мнению начальника управления информационных и корпоративных технологий "ЮКОСа" Андрея Владимирова-Крюкова, в настоящее время корпоративная информационная система компании является одной из самых крупных в России. В ее состав входит 110 сетеобразующих серверов, услугами сети пользуется более пяти тысяч сотрудников. Однако сейчас эта система напоминает скорее лоскутное одеяло: в различных подразделениях корпорации используются самые разнообразные бизнес-приложения и операционные системы.
Данная ситуация весьма характерна для России. С одной стороны, она соответствует определенному этапу развития ИТ - при относительно невысоком уровне их применения децентрализованная модель с широким использованием "самострочных" решений была вполне оправданна (тем более что входящие в состав корпорации предприятия ранее были автономными). С другой - отражает общую экономико-политическую ситуацию в стране: с некоторой долей уверенности сейчас можно говорить, что процесс приватизации и преобразования общегосударственной собственности в независимые корпорации близок к завершению. В условиях стабилизации можно приступить к реальному объединению подразделений корпорации на долгосрочной основе.
Специалисты "ЮКОСа" разработали программу формирования ИТ-инфраструктуры до 2010 г. с учетом мировых тенденций развития компьютерных технологий и опыта ведущих мировых нефтяных компаний. Эти планы включают реализацию проектов по следующим направлениям: ·
переход на единую сетевую платформу; ·
развитие телекоммуникаций; ·
унификация используемых программных и технических средств; ·
обучение персонала.
Данная программа получила полное одобрение руководства компании. На пресс-конференции были приведены слова председателя правления "ЮКОСа" Михаила Ходорковского о том, что информационные технологии любой крупной компании превратились сегодня из вспомогательного ресурса в основной, обеспечивающий ее конкурентоспособность на рынке. В рамках реализации программы только в 2000 г. будет инвестировано 40 млн. долл. в развитие ИТ-инфраструктуры компании.
Переход на платформу Microsoft
Одно из ключевых положений, предусмотренных планами реформирования информационной системы "ЮКОСа", - переход на использование технологий Microsoft. В развитие генерального соглашения о сотрудничестве стороны подписали также ряд контрактов, в том числе корпоративное лицензионное соглашение и договор об оказании консалтинговых услуг в области внедрения и сопровождения продуктов Microsoft. Общая стоимость этих совместных проектов оценивается в 10 млн. долл. на ближайшие три года.
В разработке проекта непосредственно участвовали специалисты российского отделения Microsoft Consulting Services (MSC) - департамента корпорации, оказывающего консалтинговые услуги крупным корпоративным клиентам. Следует отметить, что MSC - это фактически единственное подразделение Micrsoft, работающее напрямую с заказчиками. В частности, в России только эта служба ведет непосредственную хозяйственную деятельность, заключая прямые договора на выполнение консалтинговых и проектных работ.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве в качестве платформы единой информационной системы будут использоваться Windows 2000 и служба каталогов Active Directory. Корпоративным стандартом электронной почты выбрана Microsoft Exchange 2000, которая заменит используемую сейчас систему Banyan. Рабочие места намечено оснастить Windows 2000 Professional и офисным пакетом Office 2000.
До конца текущего года планируется перевести на новую платформу всю московскую информационную систему "ЮКОСа" (более 1000 рабочих станций и 40 серверов), в следующем году - выполнить аналогичные проекты в регионах. Во всех этих проектах будет также активно участвовать компания IBS (в частности, в качестве канала поставок продуктов и лицензий), которая давно сотрудничает с "ЮКОСом" в области обслуживания и поддержки ИТ-инфраструктуры этой нефтяной корпорации. Руководитель отдела по работе со стратегическими клиентами российского представительства Microsoft Виктор Никитин сообщил, что в нынешнем году предусмотрено также выполнить пилотный проект с использованием Microsoft BizTalt 2000 Server для объединения работающих сегодня в "ЮКОСе" разнородных бизнес-приложений.
По оценкам Андрея Владимирова-Крюкова, реализация подписанных с Microsoft соглашений может снизить затраты на поддержку информационной системы в центральном офисе компании на 15%. В свою очередь Виктор Никитин выразил уверенность в успешном выполнении этих проектов. По его мнению, есть три признака "прогрессивного отношения компании к ИТ": прямой доступ руководителя ИТ-департамента к первому лицу компании, отдельный, причем существенный ИТ-бюджет, а также непосредственное использование компьютера главой фирмы. В "ЮКОСе" все эти три признака налицо.