НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Big Data/Аналитика:
ViRush: управление на основе данных в условиях турбулентности
Конференция ViRush 2030, ежегодно проводимая компанией Visiology — основное событие в сфере BI на российском …
Почему выход новой версии ALD Pro — событие для российского рынка ИТ?
Мажорное обновление ALD Pro версии 3.0 — важный этап в развитии отечественных служб каталога. Релиз включает множество …
Лучшие видеоредакторы для новичков и любителей
Начать монтаж видео сегодня довольно просто, т.к. любой видеоредактор работает по понятной логике «импорт — …
«Инструмент, без которого уже не пишут на Go»: интервью с автором golangci-lint Денисом Исаевым
При разработке на Go активно используются линтеры — программы для статического анализа кода. Металинтер golangci-lint …
Жизнь после Jira: как выбрать российскую платформу для управления разработкой
Jira — это проверенный временем и надежный инструмент, который стал стандартом де-факто для управления разработкой …
 

ViRush: управление на основе данных в условиях турбулентности

08.12.2025

Конференция ViRush 2030, ежегодно проводимая компанией Visiology — основное событие в сфере BI на российском рынке. В этом году ViRush собрал более восьми сотен посетителей, более чем вдвое превысив показатель прошлого сезона. Важность события акцентирует объявляемое подведение итогов отраслевой ViRush Awards, а этом году впервые проводимой совместно с itWeek.

Мероприятие, организованное одной из крупнейших профильных компаний на рынке РФ и технологическим лидером в сегменте, является событием национального масштаба. ViRush привлекает представителей заказчиков, аналитиков и даже конкурентов, которым тоже рады организаторы — места хватит на всех: зрелость заказчиков растет. Спрос на аналитику увеличивается, что ведет к взрывному росту спроса на BI-инструменты.

Алексей Никитин

В этом году выросло как количество участников, так и докладов. Выросло количество публичных кейсов, отметил Иван Вахмянин, управляющий партнер компании Visiology, что позволило качественно изменить обмен российскими практиками в BI. Доклады, представленные после основной части сессии ViRush 2030, были соединены в два потока — в аналитический трек и в бизнес-трек. Доклады аналитического трека и дискуссии вокруг них охватывали стандартизацию визуализации, интеграцию BI с корпоративными системами, проектирование интерфейсов и применение «искусственного интеллекта» в современной аналитике. В рамках бизнес-трека рассматривали экономическую эффективность внедрений и их влияние на организацию активностей корпоративных заказчиков, причем как рыночную, так и внутреннюю.

Иван Вахмянин

В течение всего мероприятия работала партнерская зона со стендами компаний-партнеров. На ViRush 2030 развернули ИТ-компании («ПолиАналитика», Arenadata, «Инфосистемы Джет», Axenix, К2Тех, GigaChat B2B, Datareon, Loginom, Sound BI, Denvic и Conteq), а также учебные центры и академические сообщества (РЭУ им. Плеханова и МГТУ им. Баумана). В партнерской зоне обсуждали прикладные задачи, подходы к внедрению аналитики и перспективы развитие экосистемы российского BI.

Елена Новикова

Спрос на BI-инструменты растет

Устойчивый рост сегмента ВI на российском рынке в течение последних трех лет составлял более 30% год-к-году, отметил Алексей Никитин, генеральный директор Visiology. Это прекрасный показатель даже на фоне быстрорастущего российского ИТ, где за это же время рост для всего тиражного программного обеспечения был 25% год-к-году, а сегмента ИТ-сервисов — 17%.

Такая ситуация оказывает влияние на разные сектора национальной экономики, ускоряя развитие отдельных компаний и целых регионов страны, а также привлекая внимание инвесторов. Напомним, что Visiology стала первой из российских BI-компаний, открытой для внешних инвесторов. Летом Visiology объявила о начале инвестиционного раунда объемом 200 млн руб., предложив инвесторам долю в размере 12,5% при постинвестиционной оценке компании в 1,6 млрд руб. В среднесрочной перспективе — к 2029 году — компания планирует выход на IPO.

Никита Ильин

Что обуславливает высокий спрос на BI

Причины особого внимания корпоративных заказчиков к BI-инструментам определены особенностями состояния современной экономки — как мировой, так и внутрироссийской, которая обладает своей спецификой. Конкуренция растет во всех сегментах, маржинальность падает, цена своевременно принятого правильного бизнес-решения возрастает, равно как и стоимость для компании ошибочной оценки ситуации или промедления в действиях.

Бизнес и госуправление становятся все более «data-driven» — для принятия корректных решений нужна опора на данные. Экспертность становится слишком дорогой и работает не всегда корректно. Опора на интуицию в условиях имеющейся экономической турбулентности, когда возникают новые ранее неизвестные задачи, становится слишком ненадежным советчиком.

Владимир Анисимов

Данные помогают побеждать при игре «в долгую», отметил в своем выступлении Иван Вахмянин. Однако, понятие «в долгую» существенно трансформировано в условиях современной экономической турбулентности. Реальность слишком изменчива, а изменения — нелинейны, говорит Иван Вахмянин, поэтому долгосрочные планы в привычном формате не работают, их нужно с корректировать, проводя анализ ситуации в моменте.

Играя «в долгую», нужно оперативно оценивать текущую ситуацию и — доступные ресурсы, а также тренды и внешние факторы — и на основании анализа соответствующих массивов данных обновлять стратегии и менять управленческие решения. Все это должно происходить быстро, желательно в реальном времени, говорит Иван Вахмянин, а в кризис, когда ситуация меняется быстро, а цена ошибки кратно растет, автоматизация аналитики становится особенно важна.

Ускорение процессов, в том числе, и связанных с принятием решений, отметили и другие выступающие. Важность сокращение цикла «от данных к действию» подчеркнул в своем выступлении Владимир Анисимов, независимый эксперт-практик в области «цифровой трансформации».

Data-driven в современных условиях

Актуальность опоры на данные очевидна, но с данными все непросто — с одной стороны, их все больше, с другой стороны, в них все больше хаоса. В таких условиях платформа должна предоставлять как широкие функциональные возможности, способные удовлетворить высокопрофессиональных аналитиков, так и простые в применении BI-инструменты, открывающие возможности self-service.

BI-инструменты должны стать настолько простыми, чтобы их могли самостоятельно применять профильные специалисты. «Мы разрабатываем Visiology так, чтобы аналитика становилась не сложнее, а доступнее, чтобы аналитики, управленцы и инженеры могли фокусироваться не на технологии, а на результате». — подчеркнул Алексей Никитин, генеральный директор Visiology. ИИ-ассистент, встроенный в обновленную платформу Visiology, делает это возможным на новом уровне. Российский и мировой рынок переживают стремительные изменения, говорит Алексей Никитин, распространение «искусственного интеллекта» и автоматизация управления меняют саму суть бизнес-аналитики.

Демократизация BI-инструментов — один из восходящих трендов сегмента, показательно, что этому способствует ИИ. В следующем году большинство компаний в мире — более 80% — будет использовать решения с ИИ-инструментами, в то время как в позапрошлом году таковых было всего 5%, сказал Алексей Никитин.

Завтрашний день сегмента — создание и распространение «когнитивого BI», уверен Артём Чжен, presale-manager компании Visiology. BI должен стать интеллектуальной системой поддержки принятия решений, сочетающей аналитику данных с технологиями «искусственного интеллекта», машинного обучения и обработки естественного языка, что позволит понимать контекст, цели и намерения пользователя.

Платформа Visiology получает новые функции, а также повышенную скорость работы, отметил Алексей Никитин. С начала 2025 года в платформу уже внесено 20 оптимизаций, которые, в частности, позволили увеличить до 30 раз скорость подбора ключа в зависимости от кардинальности, позволили заменить OLAP-кубы от Microsoft, реализовали «умный поиск», позволили развернуть систему агентов и т.д. О текущих приоритетах разработки платформы Visiology и о планах компании на 2026 год, рассказал Алексей Шипилов, Product Owner, который говорил о перспективах развития AI-экспертов Cortex, механик self-service и инструментов для разработчиков.

Лучшим проектам — профильные награды

В рамках мероприятия была проведена церемония награждения, завершившая конкурс ViRush Awards, который в этом году впервые был проведен совместно с изданием itWeek. Награды получили компании, партнеры и эксперты, за год внесшие значимый вклад в развитие культуры управления на основе данных, которая является основой российского BI.

Симфония Visiology

ViRush Awards состоит из пяти категорий, а также индивидуальных наград. Лауреатов в этом году было 22.

«Проект года на платформе Visiology»
Лауреатов двое: FESCO (за внедрение, создавшее максимальный бизнес-эффект), и «Газпром недра» (за лучшее внедрение культуры управления на основе данных).

«Наибольший вклад в развитие управления на основе данных»
Награждены ГК «Нацпроектстрой» (за лучшую HR-аналитику), Ситуационный центр Губернатора Тульской области (как лучший «умный регион» года), Инновационный центр «Безопасный транспорт» (за внедрение в сфере транспорта) и Группа «Самолет» (за масштабную трансформацию на основе данных).

«Партнёр года»
Награду получили «ПолиАналитика» (за самый большой объем реализованных проектов) и К2Тех (за вклад в экосистему и сообщество).

«Эксперты Visiology»
Как самые активные эксперты сообщества отмечены Алексей Бомко, Дмитрий Воробьёв, Никита Чистяков, Вадим Крысин, Александр Чикризов и Алексей Огурцов.

«Герои Visiology»
Награждены Иван Рухлядев, Ирина Николаева и Алексей Семилетов за вклад, активность и идеи, которые легли в основу формирования сообщества.

Также были вручены пять индивидуальных наград. Владимир Анисимов награжден с формулировкой за масштабный вклад в развитие BI и AI-сообщества, Сергей Парахин — за продвижение лучших архитектурных практик, Дмитрий Корнишин — за развитие массового self-service и Ольга Свитнева за популяризацию подхода «Данные как актив компании», а за ведение лучшего профессионального telegram-канала — Мария Денищук.

Вместо заключения

Важность прошедшего ViRush 2030 оказалась шире, чем масштаб мероприятия и инновационность докладов. Компания Visiology серьезно подходит к социальной ответственности, поэтому музыкальная программа была построена организаторами совместно с НКО «Златые Струны» и рядом музыкальных учебных заведений, а фокусирована на балалайку — яркий символ России и самый молодой из академических музыкальных инструментов. Такой подход, как уверены в Visiology, важен для сохранения народных традиций и национальной идентичности, которые должны продолжить жить в эпоху цифровых трансформаций. Искусство позволяет развивать умение мыслить шире, видеть взаимосвязи и чувствовать контекст, отмечает Иван Вахмянин.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Зачем бизнесу нужны цифровые двойники клиентов
Руководители компаний вложили значительные средства в понимание своих клиентов, однако большая часть этой информации …
Как с помощью архитектуры Lakehouse повысить гибкость аналитики и снизить TCO
Переход к технологии Lakehouse активно обсуждается во многих компаниях, поскольку она снижает совокупную стоимость …
IDC: конвергентные рабочие нагрузки — основа для построения предприятия реального времени
Конвергентные рабочие нагрузки объединяют транзакционные и аналитические данные, создавая основу для интеллектуального …
Почему синтетические данные определят, кто оседлает следующую волну ИИ
В первые годы своего существования искусственный интеллект обучался на основе тех фрагментов реального мира, которые …
ViRush: управление на основе данных в условиях турбулентности
Конференция ViRush 2030, ежегодно проводимая компанией Visiology — основное событие в сфере BI на российском …