НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
ИТ-бизнес:

Блог

В ИТ-бедах Сбербанка виноват софт Oracle?

Владимир Митин
08.07.2012 00:54:04

Не думаю. И вот почему.
Когда какая-то грандиозная стройка рушится сама по себе (то есть без видимых внешних причин), то причин катастрофы может быть три: ошибки проектирования, ошибки эксплуатации, некачественные строительные материалы. Ну или так называемое роковое стечение обстоятельств: схождение в одной точке двух из перечисленных выше причин, а то и трех сразу.

Скажу честно: мне не понравилась “объяснительная записка” Cбербанка (см. ниже), опубликованная спустя несколько часов после того, как трехчасовой крах системы процессинга данного банка изрядно потрепал нервы держателям его банковских карт (по всему миру!) и клиентам системы “Сбербанк-Онлайн” . Заметьте – это не первый технический сбой такого рода. Предыдущий аналогичный случай был, если не ошибаюсь, в мае.




Что же следует из сообщения Сбербанка (на котором, обратите внимание, даже время выхода в свет этого сообщения не проставлено). А следует из него то, что беды клиентов Сбербанка обусловлены сбоями в работе базы данных процессинга на основе платформы Oracle.

Какой вывод может сделать из этого сообщения неискушенный читатель: СУБД Oracle не так надежны, как о том твердят поставщик и его партнеры. Тут же, что вполне естественно, оживились Линуксоиды. Вот один из комментариев к посту Валерия Васильева “2 часа без Сбербанка. Кто и какие ущербы понес?”: “Может быть, руководство банка поймет, что имеет смысл перейти на Linux”. Как говорится, не было бы счастья любителям СПО, да несчастье помогло.

Все же интересно, узнаем ли мы когда-нибудь правду о том, что кроется за регулярными сбоями системы процессинга Сбербанка: ошибки проектирования, ошибки эксплуатации или некачественные “стройматериалы”?

Рискну предположить, что проблема не в “стройматериалах” (технологии Oracle используют многие банки мира и жалоб с их стороны на эти технологии не слышал). Ошибки эксплуатации также едва ли возможны – ведь роль персонала в процессе функционирования системы процессинга скорее чисто наблюдательная и переход на “ручное управление” производится лишь в крайних случаях.

А вот ошибки проектирования вполне возможны. Неготовность системы СБРФ к возникновению нештатных ситуаций видна невооруженным глазом. В качестве примера поведаю свою историю соприкосновения с этим трехчасовым техническим сбоем. Глазами очевидца, так сказать.

Выглядит эта история так. В пятницу, часов так в шесть вечера (заметьте, сбою процессиноговой системы уже было час от роду) возникла у меня необходимость совершить онлайн-транзакцию. Захожу на сайт службы “Сбербанк-онлайн” и никакого сообщения о возникновении нештатной ситуации и примерных сроках её устранения там не вижу (а ведь по идее, оно должно там быть!).

Поэтому, не подозревая подвоха, набираю десятизначный идентификатор пользователя и восьмизначный пароль. В ответ получаю сообщение “Сервер недоступен” и какой-то замысловатый код ошибки (жаль, не догадался сделать копию экрана), понятный, надо полагать, лишь искушенным сисадминам.

Ну мало ли по каким причинам сервер СБРФ может быть недоступен. Может, ошибки в линии связи или ещё что.

Минут через десять повторяю попытку. Результат тот же (и опять не догадываюсь сделать “для истории” копию экрана).

Видя, что на сервис “Сбербанк-онлайн” (его официальное название “Сбербанк онл@йн”) надежды нет, отправляюсь к ближайшему банкомату и по недоуменным лицам (и чертыханиям вслух) тех, кто от него отходит, начинаю понимать, что с ними тоже проблема.

Тем не менее, дожидаюсь своей очереди и пытаюсь для начала выполнить простейшую операцию: узнать состояние карточного счета. Результат видите ниже: перед словом “Спасибо!” находится словосочетание “Обслуживание невозможно!”.



Тогда добираюсь до ближайшего офиса “Сбербанка” (благо, по будням он работает до восьми вечера) и интересуюсь у дежурной по залу, когда же все это кончится. “Видимо скоро, -- отвечает она. – Сбоев продолжительностью свыше четырех часов у нас пока не наблюдалось”. Как в воду глядела: из официального сообщения Сбербанка следует, что на сей раз сбой процессиноговой системы длился лишь три часа и завершился в 20:10 по московскому времени, когда все отделения Сбербанка были уже закрыты. Страшно не повезло тем, кто решил дождаться конца сбоя внутри офиса. А ещё больше тем, кто не смог расплатиться в магазине или заплатить за ж/д или авиа-билет, заказанный через cайт.

Удивляет, что в процессе проектирования системы процессинга на основе Oracle система оперативного оповещения пользователей о возникшем сбое вообще не была предусмотрена. Как не был предусмотрена и система оповещения о том, что сбои устранены.

Понятно, что мгновенную рассылку SMS-сообщений всем клиентам банка (из числа тех, у кого услуга SMS-оповещений подключена) осуществить невозможно. Но ведь можно было разослать эти сообщения хотя бы тем, кто пытался осуществить транзакцию через банкомат или систему “Сбербанк онл@йн”. В итоге клиентам Сбербанка пришлось проверять “дееспособность” своих карточных счетов опытным путем. Разве это правильно? Ну а раз была допущена такая ошибка при проектировании, то вполне могли быть допущены и другие…

К слову. У СБРФ один из самых крупных в стране ИТ-бюджетов (по некоторым оценкам, в 2011 г. он составил около 26,8 млрд. руб.) и многие интеграторы, так или иначе осваивающие эти бюджеты, c гордостью заносят Сбербанк в список своих клиентов. А вот будут ли они продолжать афишировать свои связи с этим финансово-кредитным учреждением после пятничной катастрофы? Что вы думаете на этот счет?

Комментариев: 12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

Юрий
08.07.2012 07:56:30

Даже удивительно, насколько многих людей касаются сбои в Сбербанке. В середине мая я тоже с час пытался осуществить операцию через Интернет, и успокоился только после того, как зашёл на сайт Сбербанка и увидел там "новость" о неких технических работах (на утро уже никакого сообщения, естественно, не было smile:-) ) .
Может быть, поэтому Сбербанк сейчас так агрессивно нанимает ИТ-специалистов, переманивая их в т.ч. и из иностранных банков?!
А вообще я в Сбербанк верю...

08.07.2012 10:53:36

Сделать Сбербанк из Сберкассы будет гораздо сложнее, чем из Сбербанка была сделана Сберкасса. Впрочем, пожелаем им успеха.

Леонид
08.07.2012 08:42:03

Надо добавить про сбой на следующий день 07.07.2012 около 15-00 который даже на сайте сбербанка не афишировался.

08.07.2012 09:38:36

Цитата
В ИТ-бедах Сбербанка виноват софт Oracle?
Не думаю, что это проблема ПО - скорее, это вопрос квалифицированности кадров.
Цитата
“Может быть, руководство банка поймет, что имеет смысл перейти на Linux”. Как говорится, не было бы счастья любителям СПО, да несчастье помогло.
Не знаю, как в сбербанке, а вообще "СУБД Oracle на Linux" одно из наиболее часто встречающихся решений.

08.07.2012 11:06:25

Вот по этой ссылке http://corp.cnews.ru/news/top/index.shtml?2012/07/06/495657 есть подробное описание проблемы, но больший интерес представляют комментарии, в которых, предположительно, участвует ведущий представитель банка. Думаю, непрофессионально обвинять в сбое определенный компонент информационной системы до окончания расследования. Здесь либо состояния аффекта у обслуживающего персонала, перенесшего такой стресс, либо злое намерение опорочить продукт ведущей корпорации мира (полагаю, в интересах данной корпорации провести собственное расследование и ответить на публично и официально высказанные обвинения в суде).

Из личного примера могу привести случай, когда мы приобрели Oracle в комплекте с 1C: Предприятие (именно - Oracle от 1C). Тестирование показало проблемы. Провели расследование и достоверно установили, что проблемы были в аппаратной части сервера.

Случай, когда упоминался Oracle (на HP-UX) при масштабном сбое, уже был недавно - при сбое на ММВБ-РТС (
http://www.cnews.ru/top/2012/05/18/sboy_na_mmvbrts_privel_k_usileniyu_itbloka­_vmesto_repressiy_489874 ). Но ни один компонент системы не был публично обвинен. Информация - да, но не обвинения, неподкрепленные достоверными фактами.

09.07.2012 09:44:10

С одной стороны, открытость Сбера (в лице его ИТ-руководителя Виктора Орловского, кажется, никто не отрицает, что в блоге комментирует именно он) вызывает уважение. Но все же до проведения окончательного анализа причин проблем, так детально говорить не стоило бы.

08.07.2012 12:08:10

Cогласен с Игорем Гайдышевым: в интересах Oracle провести собственное расследование и донести его результаты до общественности.

Может, все дело и в самом деле не в софте, а в железе?

Вроде как одно время в Сбербанке использовались мэйнфреймы IBM, но потом от них якобы отказались.

Однако вот совсем свежее объявление (июнь нынешнего года):
"Компания «Сбербанк-технологии» - подразделение «Сбербанка России» приглашает в свой минский офис Ведущего инженера Oracle, IBM WebSphera, JavaScript, Java...".

Помнится, ещё в прошлом году говорилось, что банку хочется перевести функции ИТ-подразделения сначала на внутренний «аутсорсинг», а затем, возможно, и создать отдельную компанию, которая предоставляла бы банку ИТ-сервисы...

Вот и доаутсортились?

09.07.2012 13:44:14

Забавно: Мы самым активным образом обсуждаем пятничный сбой в Сбербанке (в общем, интересное, но совсем не чрезвычайное происшествие), но при этом не обращаем внимание (смирились) на полный ИТ-бардак в других, на самом деле более важных сферах нашей жизни.
По этому поводу написал тут http://www.pcweek.ru/ecm/blog/ecm/3204.php

Что касается Оракле
1. Теперь они просто должны будут сделать собственное заявление. И странно, что не очень спешат, Сбер их сильно опередил
2. Думаю, что заявления Сбера - это признак того, что банк намерен выставить "счета" к Ораклу для компенсации потерь.

Сергей
09.07.2012 17:29:57

В Сбербанке используется удивительная информационная система: при попытке перевести деньги оператором были сделаны ошибки, в результате которых дважды пришлось сторнировать операцию, при этом все три раза данные по оплате вводились заново. На мой вопрос, а нельзя ли просто скорректировать введенные ранее платежные реквизиты, я получил ответ "Нет, система не позволяет". Из чего я сделал вывод, что ежегодные 26 млрд руб. сбербанковские ит-шники осваивают весьма и весьма творчески!

Евгений Вязилов
10.07.2012 08:32:06

7 июля с.г. я покидал гостиницу в Остенде в 12-00 по МСК, заплатил нормально с помощью карты "Виза классик", через 2,5 часа в Антверпене попытка заплатить за одну ночь не удалась. Хорошо немного наличных было, как раз хватило.

10.07.2012 23:37:01

Эх... Потроллить что ли... smile;)
В одном из здешних блогов на тему этого сбоя я уже писал, что в Сбере используется юникс от приснопамятной фирмы SCO. По этому все призывы перейти на линукс как бы немного не в тему. А вот в тему, то что сейчас апологеты MS могут сказать: фу какой *nix не надежный, фу какой Oracle отстой - то ли дело Windows 8 + MS SQL 20XX. А в свете недавних закидонов нового министра связи, может сростись вполне приличная партия, особенно учитывая, что в Сбере польшинство акций у государства.
Это 100% происки мирового зла в лице MS!

P.S. всем хорошего настроения. smile:D

Сергей
17.07.2012 09:29:20

Причина - сбой в системах Oracle? С тем же приближением можно объявить причиной сбой в оборудовании, работающем на 220-вольтном (или 50-герцовом) питании.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии