НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Государство и ИТ:

Блог

УЭК. Невысокий спрос и дискриминация по возрастному признаку

Владимир Митин
20.01.2013 11:58:00

Вчера решил посмотреть, как на практике происходит прием заявок на выдачу универсальных электронных карт (УЭК) .

Быстро выяснилось, что в Москве количество пунктов, где такого рода заявления принимают, стало сильно меньше (приблизительно на порядок, а то и больше) против первоначально (в конце декабря минувшего года) объявленного.

Судя по фрагменту сайта ОАО “УЭК” (см. ниже) их сейчас всего пять, причем Сбербанку (основной акционер ОАО “УЭК”) принадлежит лишь один (он находится недалеко от Тишинского рынка). Туда я после полудня и отправился.



Фрагмент сайта ОАО “УЭК”, на котором перечислены московские пункты приема заявлений на выдачу универсальных электронных карт (по состоянию на 19.01.2013)

Удивило отсутствие грандиозной очереди к единственному окну, где заявления на выдачу УЭК принимали. Передо мной оказались лишь три человека (мужчины, которым на вид можно было дать от 30 до 40 лет), практически не отрывавшие глаз от своих смартфонов или планшетов (кстати, эти девайсы очень удобны для того, чтобы разного рода ожидания протекали практически незаметно).

Живая очередь двигалась со скоростью примерно 3-4 человека в час. Поинтересовался у “очередников” (как оказалось, все они уже имеют свои аккаунты на сайте Gosuslugi.ru), зачем им, собственно говоря, нужен сей электронно-пластиковый документ. Обобщенный ответ можно сформулировать примерно следующим образом: “Так, на всякий случай. Может, с его помощью за транспорт будет платить удобнее, да и ключ электронной подписи может когда-либо пригодиться”.

Сравните эти ожидания с декларируемыми целями достаточно дорогостоящего проекта УЭК (впрочем, даже предполагаемая общая cтоимость этого федерального проекта нигде официально не обозначена).



Источник: “Инфорационный портал универсальной электронной карты"

На приведенном выше фрагменте сайта Правительства Москвы цель № 1 выпуска УЭК обозначена так: “Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для москвичей, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, социальной поддержки, обязательного медицинского страхования, транспортного обслуживания”.

Вот мне, как лицу, достигшему пенсионного возраста, и имеющему “Карту москвича” и было интересно посмотреть, чем эта УЭК (о которой было множество разговоров и публикаций, порой противоречивых) может реально улучшить мою жизнь.

Однако заявление на выдачу УЭК у меня не приняли. Пояснив, что пенсионерам по поводу этих карт следует обращаться в отделы социального обеспечения. “В какие именно?, -- cпросил я. – Ведь ни на сайте ОАО "УЭК", ни на сайте Правительства Москвы, они не обозначены…”. Вот ответ операциониста: “У нас на этот счет нет информации. Сбербанк является не организатором проекта УЭК, а лишь одним из его исполнителей”.

Тогда я задал такой вопрос: “Но ведь можно было бы где-то написать, что пенсионерам, желающим получить УЭК, в отделение Сбербанка, да и других банков тоже, обращаться не следует?”. А вот ответ на него: “Повторяю, Сбербанк является не организатором проекта УЭК, а лишь одним из его исполнителей. Обращайтесь к организаторам проекта”.

Единственная информация, которую удалось выудить из операциониста, состояла в том, что больших очередей в этом банке не бывает и ежедневно он принимает примерно несколько десятков заявлений на выдачу УЭК. Надо заметить, что для многомиллионной Москвы это очень даже не густо. Чем же вызван невысокий спрос на УЭК, которые, по идее, уже совсем скоро должны быть выданы практически всем жителям страны. Для их же (жителей) блага. Что вы думаете на этот счет?



Внешний вид единственного на всю Москву отделения Сбербанка, где принимают заявления на выдачу УЭК




Огромный “УЭК-плакат”, находящий внутри этого отделения, не разделяет москвичей по возрастному признаку. Глядя на него, можно подумать, что в Сбербанке заявление на получение УЭК может подать любой житель столицы





Лично у меня сложилось впечатление, что единственная цель широко разрекамированного проекта УЭК – популяризация отечественной платежной системы ПРО100. Дабы немалые денежки за осуществляемые в стране онлайновые и офлайновые транзакции не уходили организаторам платежных систем Visa и MasterCard, а оседали в российских банках, присоединившихся к пока очень мало популярной отечественной платежной системе ПРО100. Вы знаете хотя бы один отечественный интернет-магазин, взаимодействующий с платежной системой ПРО100? По причине небольшого количества карт ПРО100, находящихся на руках у населения, эту платежную систему пока не поддерживает даже отличающийся особой “всеядностью” интернет-салон Softkey. А ведь декларируется, что для розничных магазинов стоимость использования платежной системы ПРО100 существенно ниже, чем стоимость использования международных платежных систем Visa или MasterCard.

И ещё небольшой штрих к реальному состоянию дел по проекту УЭК. В приведенном в начале этой заметки списке московских пунктов приема заявлений на выдачу универсальных электронных карт значатся лишь три МФЦ (многофункциональных центра по оказанию государственных и муниципальных услуг). А ведь таких МФЦ (см. приведенный ниже рисунок) значительно больше.




О количестве МФЦ. Фрагмент сайта Правительства Москвы.

Из выступления мэра Москвы Сергея Собянина 18 января 2013 г. на совещании по вопросам развития сети МФЦ, которое вёл председатель Правительства России Д.А. Медведев: “…на данный момент в столице функционирует 48 МФЦ. Планируется, что до конца января число центров возрастёт до 56. Таким образом, МФЦ охватят более половины территории столицы… городские центры оказывают около ста видов госуслуг… Раньше все эти документы выдавались в течение недели. Сегодня счёт идёт на минуты…”. Честно говоря, не совсем понятно, зачем в эпоху СЭД’ов нужны МФЦ, выдающие бумажные документы… Ну да это тема отдельного разговора..

Комментариев: 4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

21.01.2013 11:27:04

В чем выгода УЭК, пока совершенно непонятно. Неясно даже, окупит ли она те несколько часов, которые надо потратить на ее получение.

28.01.2013 13:51:02

Если я правильно понял идею, УЭК — это «мультипаспорт». Она даёт универсальный интерфейс к идентификации человека, а на другой стороне интерфейса могут быть финансовые организации (банк, в котором человек хранит деньги), транспорт (метро, автобусы, поезда), кассы в магазинах, да хоть электронный читательский билет в библиотеке. В этом её универсальность: больше не нужна стопка карточек — достаточно одной.

Должен сказать, что затея благородная. Пример из жизни: толщина стопки дисконтных карт, которыми я располагаю, — четыре сантиметра. Во всех учреждениях я расплачиваюсь одной из двух на выбор пластиковой картой. Почему нельзя сопоставить накопленную в магазине одежды скидку с моей банковской картой, а нужно для этого выдать мне кусок пластика с ещё одной магнитной полосой? Не понимаю.

В направлении устранения лишнего пластика идёт, например, Альфабанк, стартуя спецпрограммы совместно с x5 RG, S7 и т.д. Если умозрительно развивать это направление, то одной банковской карты достаточно для того, чтобы идентифицировать человека. Или, скажем, любой из совокупности его банковских карт (их может быть несколько в разных банках, а это уже вопрос другого характера).

УЭК — государственная инициатива по сокращению пластика в карманах граждан. Мне хотелось бы, чтобы это было так, но, похоже, я очень сильно ошибаюсь в своих ожиданиях, и, во-первых, цель совсем другая, а во-вторых, удобство реализации и конечный выхлоп (outcome) — это четыре сантиметра и ещё одна карта пластика.

Видно, что цель где-то далеко в перспективе, а сейчас нужно постепенно УЭК распространять, продвигать, пиарить, выращивать на её почве приятные эмоции и вообще способствовать сарафанному «заражению». Либо принуждать пользоваться исключительно УЭК и ничем больше, закрыть обходные пути. Но я, как гражданин, хотел бы по-честному разобраться, для чего нужна эта карта, почему я должен хотеть ей пользоваться. Пока не получается.

А есть же ещё Почтовая карта, созданная в рамках сотрудничества с, если не ошибаюсь, банком «Русский стандарт». Не так давно читал очень подробный отзыв о том, как в действительности работает эта карта (если вкратце, держатель с большим трудом и не с первого раза получил карту, а в итоге потерял значительную сумму денег из-за технических сбоев, повлекших «скáчки» остатков по счетам). Подобные отзывы, которыми обрастают практически все государственные инициативы в области технологического обеспечения граждан, не внушают веры в инициативы государства в этом направлении, увы.

28.01.2013 21:12:37

Сегодня появились сообщения, что с 2015-го вместо паспорта вводятся электронные карточки. Наверняка никакой связи с УЭК они иметь не будут (хотя по-хорошему надо бы), и стопка пластика станет еще толще...

28.01.2013 23:25:41

Цитата
Наверняка никакой связи с УЭК они иметь не будут


Да, в проекте федерального закона “Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации” (его можно найти на сайте Минэкономразвития) ни аббревиатура УЭК, ни словосочетание универсальная электронная карта не упоминаются.

Однако отмечается, что электронную карту (точнее говоря, паспорт гражданина Российской Федерации, оформленный в виде идентификационной карты с электронным носителем информации) начиная с определенного срока обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. При этом за выдачу или замену электронной карты (срок её действия – 10 лет) взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

А вот УЭК пока выдается бесплатно. Хотя и не всем. Сегодня позвонил в собес, где мне пояснили, что никаких распоряжений о выдаче УЭК пенсионерам им не поступало. И не известно, когда именно они поступят. И поступят ли вообще...

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии