Валерий Чеботарев

Недавний кризис в экономике России повысил значение эффективного управления и привлек еще большее внимание к интегрированным системам управления предприятием (ИСУП). На российском рынке представлен целый ряд программных продуктов, претендующих на роль таких систем. Вместе с тем налицо очень существенные, можно сказать, кардинальные различия между ними.

Чтобы понять суть этих различий, раскроем несколько важных терминов и проанализируем базовые принципы, заложенные в основу разработки различных ИСУП.

1. ERP (Enterprise Resource Planning) - обозначает управление всеми ресурсами территориально распределенного предприятия (производственными ресурсами, финансовыми ресурсами, заказами и т. д.). Концепция ERP является фактическим стандартом для современных ИСУП в мире.

2. SCM (Supply Chain Management) - управление расширенной производственной цепочкой, т. е. не только внутренними ресурсами предприятия, но и важнейшими внешними (например, учет заказчиков заказчиков и поставщиков поставщиков). SCM реализует новейшую технологию управления, описываемую стандартом CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), который предполагает наличие в системе возможностей управления внешними по отношению к предприятию элементами производственной цепочки. Целью выхода “за ворота” предприятия является управление полным циклом выпуска продукции - от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

Кардинальное отличие представленных на российском рынке интегрированных систем управления предприятием друг от друга заключается в том, что одни из них созданы с учетом требований стандарта ERP, а другие не отвечают этим требованиям.

С точки зрения базовых принципов, заложенных в идеологию представленных на российском рынке программных продуктов, можно выделить два направления их разработки и развития. Первое берет начало от автоматизации учетных бухгалтерских функций, что было актуально “на заре перестройки” и позволяло без больших затрат создавать коммерческие продукты. ИСУП создавалась путем постепенной разработки и подключения новых модулей к системе автоматизации бухгалтерии.

Второе направление основано на автоматизации производственных функций. Новые модули системы интегрировались с производственным ядром естественным путем, т. е. исходя из необходимости обеспечения производства материалами, компонентами, оборудованием, финансами, заказами и т. д.

Продуктов первого направления много. К ним относятся практически все российские системы управления предприятием (или так называемые КИС - корпоративные информационные системы) и некоторые западные. Они разрабатывались “неестественным путем” (с точки зрения производства), исходя из первоначальной автоматизации финансовых функций. Объединение различных модулей в системе, спроектированной “в обратном порядке”, не позволяет обеспечить подлинную интеграцию в соответствии с концепцией ERP.

Продуктов второго направления на российском рынке немного. К ним относятся такие системы, как R/3, Baan IV, Oracle Applications, MAX, Renaissance CS, Concorde, SyteLine, Exact и некоторые другие. Все ERP-системы создавались и развивались естественным путем, исходя из системного подхода к автоматизации производственных функций. Строго говоря, только системы этого типа можно называть интегрированными системами управления предприятием.

Если идти естественным путем...

При моделировании деятельности предприятий все многообразие функций можно сгруппировать следующим образом.

Основные функции - связаны с типом предприятия или организации (производственные, торговые, сервисные, научные и т. д.). Состав основных функций не зависит от последовательности выполнения технологических цепочек и структуры предприятия, т. е. изменение структуры предприятия не влияет на состав основных функций.

Специфические функции - определяются спецификой применяемых на предприятии технологий и процедур.

Общие функции - присутствуют на предприятиях любого типа.

Для производственного предприятия существует пять основных функций:

1) планирование производства;

2) подготовка производства;

3) обеспечение производства;

4) собственно производство продукции;

5) сбыт продукции.

К общим функциям можно отнести:

- руководство предприятием;

- финансовую деятельность;

- функции поддержки (информационное и техническое обеспечение, работу с кадрами, делопроизводство, юридическую деятельность и т. д.);

- взаимодействие с дочерними предприятиями, филиалами, представительствами.

Между этими четырьмя блоками существует интерфейс, который зависит от специфики бизнес-процессов предприятия.

Ядро всех ERP-систем создавалось исходя из необходимости обеспечения выполнения пяти основных функций. Общими функциями используются только результаты выполнения основных функций.

В Главной книге ERP-системы естественным образом (часто автоматически) собираются результаты из всех основных модулей.

Не-ERP-системы разрабатывались для выполнения лишь одной из общих функций (скажем, финансовой), которая не учитывает потребности производства, а связана с ним только через интерфейс.

Иначе говоря, ядром не-ERP-систем является система, предназначенная для сбора информации об итоговой деятельности производственного предприятия.

В этом смысле такая система разработана “неестественным путем”, в обратном порядке.

Что чему соответствует?

В соответствии с классификацией, выполненной консультантами компании Deloitte & Touche (см. PC Week/RE, № 44/98, с. 21), все тиражные ИСУП, представленные в России, могут быть разделены на четыре группы: локальные, малые интегрированные, средние интегрированные и крупные интегрированные. Нисколько не умаляя достоинства такого подхода, представим несколько иную классификацию ИСУП.

В первую очередь среди всех информационных систем выделим два класса (см. таблицу):

- системы, созданные в соответствии с требованиями концепции ERP (ERP-системы);

- системы, не соответствующие требованиям ERP (не-ERP-системы).

Области применения ИСУП

Для каждого из этих классов в свою очередь можно выделить несколько категорий, аналогичных классификации Deloitte & Touche.

Руководитель предприятия при выборе ИСУП вначале должен определить, какого класса система ему необходима. Это решение зависит от размера компании, характера деятельности и ее возможностей. Например, экономически не оправдано применение ERP-систем для небольших предприятий, которым свойственны: простой производственный процесс; несложная организационная структура; консерватизм к изменениям.

Для автоматизации управления такими компаниями, как правило, успешно используются локальные или малые системы не-ERP-класса.

Предприятия (крупные и средние), для которых первоочередное значение имеет управление производством, фактически не имеют альтернативы ERP-системам. Настоящая интегрируемость, четкая производственная ориентация дают возможность организовать эффективное управление предприятием. Выбор конкретной ИСУП необходимо выполнять внутри ERP-класса.

В небольших, но развивающихся компаниях (сегодня - дистрибуция, завтра - производство) также эффективно использование ERP-систем. В этом случае по мере появления новых направлений деятельности не будут возникать проблемы с расширением функциональности ИС.

Отметим, что за последний год “большая четверка” производителей корпоративных систем (SAP, Baan, PeopleSoft и Oracle) начала формирование массового рынка систем ERP, ориентированного, помимо гигантских корпораций, на средние предприятия. Существуют также ERP-системы, специально разработанные для автоматизации средних и малых производственных предприятий.

Кроме того, на практике уже сейчас наблюдается широкое применение отдельных модулей и групп модулей ERP-систем для управления непроизводственными компаниями и организациями в области здравоохранения, энергетики, транспорта, для общественных учебных организаций, дистрибьюторских и некоторых других компаний.

Валерий Чеботарев - к. т. н., ведущий аналитик компании Interface Ltd. К нему можно обратиться по адресу: chebotarev@interf.mx.orc.ru.

Что таят в себе ERP-системы?

Е. М.

Как следует из высказываний наших экспертов, концепция ERP еще не имеет статуса стандарта и потому допускает определенные разночтения. Некоторую ясность в этот вопрос вносят материалы Ассоциации APICS (Американское общество управления производством и запасами). Согласно им современная система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

- управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning);

- усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, APS);

- модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);

- автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

- окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);

- интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, BI);

- модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);

- управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).

Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.

Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом ПО. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, OLAP, автоматизацию продаж и проч.). Сегодня мы имеем возможность наблюдать, как с каждым годом все шире воплощается в жизнь идеология компонентной архитектуры.

Версия для печати