Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Татьяна Богатова

О ситуационных центрах на отечественном рынке заговорили совсем недавно - в прошлом году. Фирмы - разработчики финансово-экономического ПО не оставили эту тему без внимания, тем более что интерес пользователей к системам анализа и планирования активно рос. Не замедлил появиться и первый такой центр (см. PC Week/RE, № 37/98, с. 26). А наступивший год ознаменовался выходом нового продукта - “Триумфа-Аналитики”, который его создатели (корпорация “Парус” и Национальный альянс управляющих и консультантов) представили в январе на выставке “Бухгалтерский учет и аудит - 99”. Поначалу казалось, что предназначать его широкому кругу пользователей рановато, не все поняли, зачем этот новый продукт, так ли он нужен, чтобы платить за него почти полторы тысячи “подорожавших” долларов. И разработчики сделали правильный ход.

“Давайте поиграем”, - предложили они и на основе “Триумфа-Аналитики” в марте выпустили в свет деловую игру “Управление супермаркетом”, пригласив публично играть в нее три команды: журналистов, разработчиков и торговых работников. Практический опыт, разумеется, победил: выиграла команда торговых работников (не переиграв, однако, компьютера). В создании деловой игры участвовали специалисты Владимирского государственного университета и фирмы ИНРЭКО-ЛАН.

Вообще говоря, деловые игры имеют длинную историю. Первое упоминание о них можно найти в папирусах Древнего Египта, где описываются широкомасштабные учения египетской армии с элементами ситуационного моделирования: одна из противоборствующих сторон должна была применять тактические приемы, характерные для того или иного противника.

Деловые игры с помощью компьютера впервые были предложены английским кибернетиком Стаффордом Биром в конце 1960-х годов. В своей книге “Мозг фирмы” он описывает принципы построения систем, позволяющих участникам управлять виртуальной корпорацией, холдингом и даже целой страной. Широкое распространение деловые игры получили в западных школах менеджмента в 80-х годах. Наиболее известна игра “Занзибар”, используемая университетом Сиэтла в учебных курсах по внешнеэкономической деятельности.

На российском рынке деловые игры появились в начале 1990-х годов. Круг их разработчиков не слишком широк - наиболее известны небольшая фирма “Ижица” из Пензы (игры “Брокер”, “Рынок” и др.) и московские КОББИ (“Маркетинг”, “Экономический анализ” и пр.) и “Инфорт” (“Бизнес-курс”). В последней игре, кстати, моделируется управление предприятием в различных экономических условиях (их можно задать на старте) с разным конкурентным окружением.

“Управление супермаркетом” после первого “матча” разработчики решили распространять бесплатно - вот уже третий месяц игра находится в открытом доступе на Web-портале “Инфо-Арта” (www.infoart.ru) и на сайте корпорации “Парус” (www.parus.ru).

А тем временем...

Тем временем программный комплекс “Триумф-Аналитика” продолжал свое движение к потребителю. Он предназначен не только для анализа (динамики товародвижения, выручки, прибыли, спроса и прочих параметров), но и - и это самое главное! - для прогноза, моделирования и оптимизации работы компании (оптовой и розничной торговли, сбытовых сетей и т. д.). Прогнозируя (по имеющимся данным) сбыт, с его помощью можно подбирать оптимальные варианты закупок, моделировать управление ресурсами (сроки выплат, закупок и т. п.); более того, программа сама предложит способ, например, удержания заданного уровня прибыли при сокращении оборотных средств (либо, наоборот, увеличения прибыли при том же уровне оборотных средств). Программный комплекс можно установить на одном компьютере (в небольшой фирме), а можно оснастить с его помощью настоящий ситуационный центр - масштабируемость и архитектура продукта позволяют наращивать его возможности вместе с ростом бизнеса.

В начале мая в журнале “Вы и ваш магазин” была опубликована небольшая моя статья о возможностях нового продукта, получившая на удивление большое число откликов, причем не только из Москвы, но и из Нижнего Новгорода, Иванова, Твери и других городов. На мой взгляд, это говорит не только о правильной политике распространения продукта, но и о серьезном интересе к нему региональных компаний. Ведь предвидение развития событий на рынке хотя бы на месяц, даже на неделю вперед для торговой компании - дело выживания и успеха.

“Парус”: (095) 792-5383.

Версия для печати