Елена Монахова, Наталья Никитина, Сергей Бобровский

Споры о смысловом наполнении терминов испокон веков превращались в “долгоиграющие” баталии. Достаточно вспомнить дебаты о морали или интеллигентности, разгорающиеся среди философов на каждом новом витке развития человеческого общества.

В российском компьютерном сообществе на рубеже третьего тысячелетия не стихают дискуссии о том, что считать КИСами, а что ими не считать и почему. Поскольку PC Week/RE в некотором смысле причастен к популяризации термина КИС в русском языке (см., например, сагу “КИС’кин дом”), то, ощущая на себе ответственность за содеянное, мы попробуем внести свою лепту в терминологические споры, отдав на этот раз предпочтение графическим средствам.

От основания к вершине

Изображенная трехгранная пирамида являет собой одну из интерпретаций корпоративной информационной системы (КИС) со всеми сопутствующими связями. Главная роль КИС - поддержать функционирование и развитие предприятия, цель существования которого - получение прибыли за счет некоторой основной деятельности. Сферы деятельности могут быть очень разными - производство, строительство, торговля и др., при этом на верхнем уровне абстракции задачи управления в подобных организациях будут весьма схожими - организовать управление поступающими на вход предприятия ресурсами таким образом, чтобы на выходе получить запланированный (ожидаемый) результат.

Единое информационное пространство

Это означает, что в основу деятельности предприятия (и его ИС) должен быть заложен некоторый формально описываемый закон управления, позволяющий однозначно сказать, какой бизнес-результат будет получен, если на входе мы имеем определенное воздействие.

В случае промышленного производства признанным международным законом управления, уже заложенным в сотни западных интегрированных систем, считается стандарт MRP II (о чем мы неоднократно писали).

Ну а если разработчиками системы изначально не определен закон управления, на основе которого построена программная реализация, то невозможно предугадать, как поведет себя ИС (и предприятие) при изменении входных параметров. Приведем конкретный пример. Базирующиеся на MRP-II системы могут быстро просчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. Более того, в случае, когда оказывается, что в сложившейся ситуации выполнить данный заказ в срок невозможно, система способна ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение заказа, если он все же на сроке настаивает (это, в частности, может потребовать приостановки уже запущенного производства). Ни одна российская система подобного пересчета пока сделать не может, поскольку планирование производства в них не проработано на таком уровне.

Правомочен вопрос: в каком отношении находятся КИС и ИСУП (интегрированные системы управления предприятием)?

Как следует из рисунка, средняя часть трехгранной пирамиды, характеризующей управленческий срез предприятия, как раз и представляет собой загадочную КИС (или, на западный манер, EIS - Enterprise Information System). Теоретически предприятие может функционировать и без нее, практически же в современном постоянно усложняющемся и ускоряющемся мире это уже невозможно.

Термин “корпоративная” в нашей интерпретации означает, во-первых, способность ИС работать в распределенной структуре (корпорации), которую отличает множество территориально разбросанных филиалов. Во-вторых, в нашем понимании этот термин предполагает полнофункциональность (как по вертикали, так и по горизонтали). Если какое-либо ПО автоматизирует только деятельность бухгалтерии или склада, то это еще не КИС. Это одноаспектная автоматизированная система учета и анализа (финансового, материального и проч.), коих великое множество как на российском, так и на западном рынке.

В то же время на рынке присутствуют интегрированные системы управления предприятием (чаще именуемые в сегодняшней западной литературе ERP-системами). В редких случаях они покрывают все управленческие задачи по горизонтали и по вертикали (таковы возможности R/3, Baan, J.D.Edwards) и могут называться КИС. Во всех других случаях - см. “Шесть различий”.

Послойное разбиение

Управленческую пирамиду можно условно разбить на два слоя: нижний - оперативный (или операционный, как иногда его тоже называют) и верхний - стратегический.

На вход КИС поступает информация об основных ресурсах, которыми необходимо управлять (финансовых, материальных, кадровых, информационных), в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия.

По мере того как мы движемся вверх по пирамиде, переходя из слоя в слой, происходит структурирование первичной информации, ее свертка и фильтрация, так что попадающие к высшему руководству отчеты уже содержат всего несколько величин, однако самых существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию.

Еще раз подчеркнем, что интегрированные системы управления предприятием в основном охватывают слой, осуществляющий оперативный учет (в западной литературе именуемый OLTP - On-Line Transaction Processing), и слой, в котором хранятся структурированные (т. е. систематизированные в соответствии с требованиями среднего управляющего персонала) корпоративные данные. Вместе они образуют управленческую ИС нижнего уровня (в западной интерпретации - Management Information System - MIS), позволяющую менеджерам видеть разнообразную информацию в дружественном для себя виде: главбуха интересуют изменения в графике потоков денежных средств, линейного менеджера - последовательность работ и степень их выполнения, диспетчера производства - ведомость дефицита.

Из рисунка понятно, что все тиражные ИСУП в этом разрезе можно рассматривать как некую основу, фундамент для построения КИС. Опыт и российских, и западных предприятий однозначно подтверждает, что ни одна крупная КИС не состоит только из одной тиражной системы (будь то ERP или не ERP). Всегда остаются бизнес-задачи, не входящие в ее функциональность. Важно, чтобы добавление дополнительных функций происходило с сохранением интегрированности (информация вводилась бы в систему один раз и все изменения в связанных объектах производились бы под жестким контролем ИС).

Выделенный нами стратегический слой начинается с систем поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), которые могут включать в себя ситуационные центры, средства многомерного анализа данных и прочие инструменты аналитической обработки (On-Line Analytic Processing - OLAP). Используемые на этом уровне специальные математические методы позволяют прогнозировать динамику различных показателей, анализировать затраты по разным видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам. Такие средства, как правило, не входят в состав ИСУП, а являются разработками третьих фирм.

Венчающая пирамиду система выработки стратегических решений по управлению и развитию может вовсе обходиться без информационных технологий, ограничиваясь принятыми на предприятии способами утверждения долгосрочных планов - заседанием совета директоров, коллегиальным обсуждением, мозговым штурмом и проч.

Надо сказать, мозговой штурм и стратегическое планирование (когда формируется одно видение будущего и прописываются шаги для его достижения) все больше теряют популярность. На западе входит в моду сценарное планирование, когда очень детально прорабатывается и планируется множество вариантов (сценариев) развития с максимальным учетом индивидуальных мнений участников обсуждения. Это позволяет в дальнейшем из имеющегося набора быстро выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от того, какие повороты демонстрирует судьба, и в соответствии с ним осуществлять тактические действия.

Заметка на полях

В заключение подчеркнем, что КИС - это еще и характеристика уровня развития предприятия, и если оно не прошло предшествующие этапы (приведение в порядок организационной структуры, а также период офисной или локальной автоматизации), то вряд ли сможет сразу совершить гигантский скачок. Поэтому о КИС следует говорить там, где уже накоплен реальный (положительный и отрицательный) опыт информатизации.

Построение КИС, начинающееся с внедрения ИСУП, - это мощное тестирование предприятия сверху донизу: его управляемости, качества принимаемых решений, баланса интересов, навыков работы в команде и т.п. Поэтому неуспех или остановка такого внедрения является серьезным сигналом для собственников предприятий: что-то неладно!

Шесть различий КИС и ИСУП

1. КИС, в отличие от ИСУП, нельзя выбирать, ее можно только возводить или заводить (в этом, пожалуй, ее единственное сходство с игривым и хитрым животным).

2. КИС всегда уникальна, поскольку отражает стиль управления и предпочтения высшего руководства предприятия, в то время как ИСУП вполне может быть тиражируемым решением.

3. ИСУП - фундамент КИС, поэтому КИС невозможна без ИСУП.

4. ИСУП отвечает за оперативный учет, КИС - за полный спектр управленческих действий (от учетных операций до стратегического планирования).

5. ИСУП имеет ярко выраженную отраслевую направленность, в то время как КИС носит более абстрактный характер.

6. КИС более редкий зверь, чем ИСУП, поскольку ее построить существенно труднее.

Версия для печати