КИС

По материалам февральского номера журнала Enterprise Issues

Некоторые западные аналитики считают, что для производителей систем планирования ресурсов предприятий (ERP) прошлый год был неудачным. После нескольких лет интенсивного роста все крупные представители отрасли столкнулись с трудностями. Компании Baan, J.D. Edwards и PeopleSoft понесли убытки. Частично это было связано с прогнозировавшимся спадом из-за “Проблемы 2000” и смещением спроса в сторону CRM- и SCM-систем (систем управления отношениями с клиентами и систем управления цепочками поставок).

Однако ожидается, что нынешний год будет другим. По оценке аналитиков, объем проданных лицензий может возрасти на 10-27%, тогда как в прошлом году он кое-где упал почти на 70%. Но вот вопрос: что послужит стимулом к расширению продаж и как отразится на ERP-рынке становление электронного бизнеса?

Действия производителей

Несмотря на отсутствие видимых успехов на основной сцене, ERP-производители активно действовали за ее кулисами. Зачинщиком стала PeopleSoft, которая уже осенью 1998 г. начала создавать свой портал PSBN (PeopleSoft Business Network). Из-за ряда просчетов и отсутствия ясных целей стадия его разработки затянулась на целый год. Но сама идея стала стартовой отметкой для всей отрасли. Правда, с тех пор многое уже изменилось. Сегодня всех интересует экономия на повседневных закупках за счет использования систем электронной коммерции. Инициативу в этом направлении захватили Ariba и CommerceOne, чьи разработки послужили образцом для других производителей ПО.

Следующей создала свой портал компания SAP. Ее сайт mySAP.com пока еще не принял законченного вида, но, будучи заявленным как обычный портал, быстро оброс новыми функциями, ориентированными на различные запросы пользователей. Главное, что этот портал может выполнять роль службы, предоставляющей пользователям доступ к их приложениям с помощью нового тонкого клиента.

Не менее важны и рыночные функции mySAP.com. На этом сайте можно как покупать, так и продавать, а представители групп по интересам могут находить друг друга, чтобы торговать продуктами и услугами. Идея отличная, но стремление SAP удерживать контроль в этом виде деятельности при наличии множества независимых альтернатив многим кажется сомнительным.

Другим путем идет Oracle. Вместо того чтобы обеспечивать работу портала, корпорация довольствуется поставками программных средств, поддерживающих эту сферу ИТ.

Если Европа пока не спешит с развитием электронного бизнеса, то в США повсюду создаются торговые сайты. Многие из них довольно малы и ориентированы на какой-то конкретный вертикальный рынок. Но, как отмечает исполнительный директор J.D. Edwards Дуг Массинджилл, производители ERP-систем уже не могут не реагировать на появление онлайнового бизнеса. И это ставит их перед рядом непростых проблем.

Проблемы

До недавних пор приложения подразделялись на несколько категорий, и ERP была одной из них. Но когда люди начали понимать практическое значение Интернета - не только для повышения продуктивности работы, но и как нового источника доходов - перед производителями встала задача значительно расширить круг поставляемых приложений. Сегодня любой потенциальный заказчик корпоративных систем почти наверняка будет интересоваться не только базовыми системами ERP-транзакций, но также CRM- и SCM-продуктами.

Одновременно происходит стирание граней между разными классами приложений. Корпорации понимают, что для конкурентоспособности важна не столько базовая функциональность используемых приложений, сколько их удобство для клиентов. Например, ПО управления поставками для предприятий розничной торговли обязано вести автоматизированный учет товаров, которые возвращаются покупателями. Причем эта функция должна иметь обратную связь как с центром обработки вызовов, так и с ERP-системой, чтобы обеспечить замкнутый цикл транзакций.

Такие потребности увеличивают число небольших фирм, предлагающих специализированные продукты с конкретными функциональными возможностями. Поставщики корпоративных систем уже поняли, что прежний универсальный подход к транзакционным системам себя изживает. И на повестку дня выходит сотрудничество между компаниями. Например, фирма Siebel Systems имеет более 500 партнеров. Ее исполнительный директор Том Зибель недавно сказал: “Мы вовсе не стремимся к заполнению всех мелких ниш”.

Партнерство неизбежно требует интеграции продуктов. Из-за этого, считает ряд аналитиков, стоимость реализации крупных проектов может пятикратно превысить стоимость ПО. Однако те, кто занят электронным бизнесом, не могут ждать и готовы на любые затраты, обеспечивающие эффективное использование ПО. Здесь главное - быстрота.

Дилемма

Все это ставит разработчиков ERP-систем перед дилеммой. В основе идеологии их проектов лежала клиент-серверная модель распределенных вычислений с контролируемым числом пользователей и размером баз данных. В мире электронного бизнеса эти ограничения уже неприменимы. Сегодня перед производителями ПО стоит задача масштабирования их продуктов на гораздо большее число пользователей и гораздо большие объемы баз данных. А это, в свою очередь, требует принципиально иных подходов со смещением бизнес-логики в центральную часть разрабатываемых систем. Кроме того, ПО должно уметь откликаться на события реального времени вместо использования пакетных процедур.

Разработка сложных приложений дается весьма непросто. Производители ERP-систем потратили сотни человеко-лет, добиваясь чтобы их приложения могли надежно управлять бизнес-процессами в самых разнообразных сферах индустрии. Теперь перед ними встала задача серьезно пересмотреть свое ПО, включая полную переделку ряда его компонентов. Например, SAP мобилизовала огромные силы программистов, чтобы переработать интерфейс R/3 для сайта mySAP.com.

Благодаря затраченным усилиям, ERP-производители сегодня могут ручаться, что предлагаемые ими продукты обеспечат должное быстродействие в условиях пиковой нагрузки. А покупатели смогут увидеть уже пригодные для использования в Интернете приложения в конце этого или начале будущего года.

Камни преткновения

Новые технологии типа XML смогут обеспечить ту степень совместимости ПО, которая резко сократит время разработки интерфейсов, характерное для теперешних реализаций ERP-систем. Однако и на этом пути могут встретиться серьезные трудности.

XML продвигают как технологию, устраняющую барьеры для взаимодействия ПО, но нынешние XML-разработки еще очень далеки от создания универсального стандарта. Существует опасность, что XML, как в свое время Unix, разветвится на ряд вариантов, и каждый их них будут поддерживать группы разработчиков, тяготеющие к тем или иным производителям.

У водораздела

В ближайшие два года корпоративные пользователи, вероятно, пересмотрят взгляды на необходимое им ПО. Нельзя сказать, что времена универсальных систем уже отошли в прошлое, поскольку крупные корпорации по-прежнему видят в них безопасный вариант для стандартизации способов ведения своих бизнес-процессов.

Предприятия средней руки и более мелкие Интернет-компании этот вопрос волнует меньше, и они готовы в кратчайшие сроки обзавестись комплектом самых эффективных современных приложений. Если в результате такие компании станут мощными конкурентами традиционного бизнеса (примером может служить Amazon.com), это значительно изменит ландшафт современного рынка.

Одно можно утверждать с полной уверенностью. Мы стоим лишь у порога быстрых перемен, и в ближайшем будущем число различных альянсов будет расти и расти.

Версия для печати