Деннис Каллаген

Если пользователи систем планирования ресурсов предприятий (ERP) озабочены последствиями приобретения компании Baan (Херндон, шт. Виргиния, и Барневельд, Нидерланды) британской фирмой по разработке и производству электронной аппаратуры, то остальную часть ERP-мира интересует имя следующего поставщика традиционной модели ERP-систем, который тоже окажется на мели.

Baan уже в течение двух лет терпит убытки, и потому неудивительно, что фирма Invensys (Лондон) решила купить ее за 709 млн. долл. Этот факт весьма многозначителен и говорит о начале процесса разорения ERP-производителей, испытывающих трудности в новых экономических условиях.

Baan в яме

“Процесс выбора корпоративного ПО ныне стал намного сложнее. Сегодня компаниям необходимо анализировать информацию, охватывающую гораздо более широкий круг поставщиков”, - заявил директор электронной системы снабжения компании по производству красителей Sherwin-Williams (Кливленд) Джим Харти, отвечающий за функционирование цепочки прямых поставок. Эти слова прозвучали в его выступлении на ежегодной конференции ИТ-руководителей компаний, проводившейся в июне в Финиксе фирмой AMR Research (Бостон).

Переключение компаний на проблемы 2000 г. и напряженное состояние ИТ-бюджетов были первыми признаками кризиса поставщиков ERP-систем, а становление электронного бизнеса обернулось для многих из них похоронным звоном. Модель э-бизнеса заставила корпорации перенести внимание на интеграцию серверных систем с данными своих внешних клиентов и поставщиков при помощи ПО электронной коммерции, приложений для управления цепочками поставок и CRM-систем - по сей день неразрешимую задачу для главных игроков на рынке ERP.

“В прошлые годы многие компании просили нас помочь выбрать один из пяти основных ERP-пакетов, наиболее подходящий для их профиля. Но теперь возник э-бизнес, и нам приходится выбирать из 15 различных продуктов, выполняя такой заказ за пару недель”, - сказал на конференции исполнительный директор AMR Тони Фрисчиа.

Baan и лидер ERP-рынка SAP AG (Вальдорф, Германия) уступили свои позиции поставщикам CRM-систем и ПО управления взаимопоставками, таким, как фирмы Siebel Systems и I2 Technologies. По оценке AMR, в период до 2004 г. расходы на ERP-продукты будут ежегодно сокращаться на 36%, тогда как вложения в ПО управления цепочками поставок будут возрастать на 40% в год.

Перед пользователями ERP-систем, особенно продуктов Baan, встает нелегкий вопрос, как действовать в условиях столь динамичного рынка. Пока часть пользователей сохраняет верность прежним поставщикам ПО и надеется, что все образуется.

“Мы по-прежнему ориентируемся на продукты Baan, но нам надо знать, будут ли действовать службы их поддержки, без которых трудно обойтись”, - сказал Боб Йоргенсен, представлявший компанию Boeing (Сиэтл), самого крупного в мире пользователя ПО Baan.

“Я сохраняю осторожный оптимизм”, - заметил Дейв Смит, ИТ-менеджер фирмы Noranda Aluminum (Нью-Мадрид, шт. Миссури).

Тем не менее проблемы использования многих ERP-пакетов вынуждают часть ИТ-менеджеров задумываться о нестабильном положении своих поставщиков ПО. “Системы будут нормально работать, пока нам обеспечена поддержка, но если она прекратится, то начнутся сбои и все рухнет”, - считает представитель другой компании - пользователя Baan, попросивший не называть его имени.

Пьер Эривар, с января временно исполняющий обязанности исполнительного директора Baan, недавно издал внутреннее распоряжение, гарантирующее, что клиенты компании сохранят полноценный уровень поддержки всех использующихся продуктов Baan.

Хотя SAP отнюдь не в столь плачевном состоянии, как Baan, дела этого гиганта ERP тоже не совсем в порядке, и это касается в первую очередь американского отделения. На недавно состоявшейся в Берлине конференции пользователей SAP руководство компании жаловалось на раздутую структуру фирмы SAP America (Ньютон-Сквер, шт. Пенсильвания), вялый эффект от Интернет-портала mySAP.com и сокращение прибылей отделения по итогам I квартала примерно на 20%.

По словам директора службы SAP Service фирмы AMR Дэвида Буланджера, SAP испытывает трудности, обусловленные потерей части менеджеров по продажам (в прошлом году компанию покинуло примерно 20-30% менеджеров, в основном в связи с переходом в онлайновый бизнес), а также туманными перспективами рынка в условиях происходящих перемен.

Инициатива mySAP.com символизирует скорее стремление SAP исправить положение, нежели новое перспективное направление ее деятельности.

“Компания не потрудилась внятно объяснить клиентам, какие бизнес-результаты они получат от использования этого портала, - сказал Буланджер. - Клиенты компании по существу так и не поняли, зачем им нужен mySAP.com”.

Версия для печати