Продвигать OLAP-продукты на рынке СНГ корпорация Oracle и ее партнеры начали в 1996 г., когда состоялось несколько продаж Oracle Express, включая одну довольно крупную (на несколько десятков пользователей). Затем объемы продаж каждый год по отношению к предыдущему возрастали в 2-2,5 раза, за исключением 1999-го, когда их уровень несколько снизился (вследствие августовского кризиса 1998 г.), после чего рост возобновился. Этому во многом способствовала своевременная русификация продуктов Oracle Express, начатая в 1999 г. несмотря на негативные последствия кризиса (Oracle Discoverer был локализован еще в 1997-м). К настоящему времени клиентские части для конечных пользователей, а также серверные Java-компоненты, предназначенные для работы через браузер, уже переведены на русский язык.

К настоящему времени на территории СНГ пользователями OLAP-продуктов корпорации Oracle являются несколько сотен организаций. В основном это компании крупного и среднего бизнеса (банки, нефтяные, торговые и телекоммуникационные фирмы, промышленные предприятия, транснациональные корпорации) и крупные государственные структуры. Наиболее масштабные проекты, как правило, выполняются партнерами Oracle (дополнительную информацию по партнерской работе можно найти на http://www.oracle.ru/tools/partners.htm), однако ряд заказчиков осуществил внедрение самостоятельно.

В марте 2000 г. корпорация Oracle предприняла шаги к более массовому рынку мелкого бизнеса, пересмотрев ценовую политику в отношении всех своих продуктов (включая OLAP) и обеспечив весьма невысокий порог “вхождения” в OLAP-технологию - несколько тысяч долларов. И это уже начало приносить плоды: среди новых заказчиков есть небольшие компании, которые раньше просто не могли позволить себе покупку систем такого класса.

Если вплоть до 1998 г. основу систем поддержки принятия решений (СППР) Oracle составляли средства разработки приложений Oracle Express, то в последнее время весьма четко наметились две другие тенденции.

Во-первых, растет интерес к готовым аналитическим приложениям для решения финансовых и маркетинговых задач (Oracle Financial Analyzer и Oracle Sales Analyzer), чему в немалой степени способствовала их русификация.

Во-вторых, все больше компаний обращаются к серьезным информационно-аналитическим системам на базе хранилищ данных, в которых на OLAP приходится лишь небольшая часть. В связи с этим корпорация Oracle резко увеличила активность по продвижению аналитических приложений (часто в сочетании с пакетом для управления предприятием Oracle Applications), а также новых продуктов, реализующих технологии хранилищ данных (таких, как Warehouse Builder).

Существует и третья тенденция - это поддерживаемое самой корпорацией развитие OLAP-систем в трехуровневой архитектуре Интернет/интранет. На сегодня, пожалуй, Oracle дальше всех продвинулась в данном направлении: уже есть версии с доступом через браузер для всех ее OLAP-продуктов, а для таких, как Oracle Discoverer и Sales Analyzer, интерфейс и функциональные возможности тонких Java-клиентов и клиент-серверных версий практически не отличаются друг от друга.

Конечно, рынок аналитических систем в СНГ по масштабам еще далек от США и других развитых стран, однако он растет быстрыми темпами несмотря на ряд мешающих этому объективных факторов. Первый и главный из них - несоизмеримо меньшие вложения в ПО вообще. Нередко руководители рассматривают информационные технологии как затратную статью, а не как форму инвестиций. С этим связан и второй фактор: многие организации, недавно начавшие нормальную автоматизацию, пока в основном заняты развитием OLTP-систем, отложив OLAP на перспективу. И наконец, зачастую, особенно в государственных структурах, источник проблемы находится в людях и их взаимоотношениях - первым руководителям “старой закалки” с их стилем управления и принятия решений это просто не нужно, а средний менеджмент, поставляющий информацию высшему руководству, не хочет терять свого влияния и положения собственной незаменимости. Тем не менее, судя по динамике продаж, ситуация постепенно улучшается.

Среди конкурирующих компаний, с которыми корпорации Oracle приходится иногда сталкиваться на российском рынке, можно отметить SAS Institute, Business Objects, Cognos, Hyperion.

Надо оговориться, что в данной статье изложено мнение автора, не являющееся официальной позицией корпорации Oracle.

Роман Самохвалов, коммерческий представитель корпорации Oracle по системам поддержки принятия решений; E-mail: rsamokhv@ru.oracle.com. (095) 721-3237.

Версия для печати