Одним из интересных событий IV ежегодного Весеннего съезда партнеров “АйТи” (см. PC Week/RE, № 19/2001, с. 10) стал круглый стол “Чем дышат регионы?”. В нем участвовали представители пяти крупнейших региональных компаний и многочисленные “зрители”. Предлагаем вашему вниманию фрагмент этой дискуссии.

Ирина ГорбаЧева (руководитель пресс-службы “Ай-Ти”): Каков обобщенный портрет крупного регионального заказчика?

Владимир Кузнецов (директор компании СОФТЭК, Сургут): К сожалению, многие компании до сих пор воспринимают компьютерные сети лишь как дань моде. Но есть и исключения. Так, например, в нашем регионе самый продвинутый заказчик - “Сургутнефтегаз”. Чтобы успешно внедрять информационные технологии (а железо и софт стоит безумных денег), надо изменить менталитет людей, принимающих решения. К сожалению, введенные в строй компьютерные сети в большинстве случаев работают на 10-15% от своей мощности. В то же время все понимают, что без нормальной сети жить уже нельзя.

Сергей Головин (коммерческий директор компании “Б-Графф”, Омск): Клиенты меняются в лучшую сторону. Большинство заказчиков понимают, что им нужно, вплоть до состава комплектующих. Поэтому работать стало, с одной стороны, менее денежно, а с другой - более интересно.

Виктор Корнеев (директор Центра внедрения информационных технологий

Круглый стол Ирины Горбачевой

НИИУМС, Пермь): В нашей области много машиностроительных предприятий, имеющих неплохие отделы АСУ (специалисты этих подразделений хорошо понимают стоящие перед ними задачи, но внедрять зарубежные ERP-системы класса R/3 пока не торопятся, предпочитая использовать собственные программные продукты. Основных причин тому две: высокая стоимость ERP-систем и осторожность акционеров, опасающихся, что вложенные в информатизацию деньги могут не окупиться. Кроме того, примеров удачных внедрений либо не так много, либо о них мало кто знает. Поэтому топ-менеджеры очень боятся взять на себя ответственность за выбор системы и готовы годами выбирать фирму-поставщика, тем более что этот выбор обычно связан с интересными поездками и расширением кругозора. Не способствуют принятию окончательного решения нестабильная общеэкономическая ситуация в стране и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Ведь нет никакой гарантии, что основной потребитель, например, продукции машиностроительного предприятия завтра не разорится (в силу самых разных причин) и не объявит себя банкротом+

Вероника Белик (руководитель отдела корпоративных информационных систем компании “СОФИТ - Компьютерные Системы”, Саратов): За последнее время уровень топ-менеджеров предприятий сильно вырос. Увеличился также интерес управленцев высшего звена к информационным технологиям. Косвенное тому подтверждение - необычайный успех проведенной в Саратове региональной выставки “Управление-2001”. Нас, например, приятно поразило число специалистов, пришедших на состоявшийся в рамках этой выставки семинар “Стратегическое управление человеческими ресурсами”.

Олег Басыров (генеральный директор ЗАО “Центр компьютерных технологий МАЙ”, Нижний Новгород): Сложно что-либо добавить к уже сказанному, но попробую. Одно время я думал, что для успешного продвижения информационных технологий необходима смена поколений руководителей предприятий. Но буквально за два года картина качественно изменилась. Заказчик стал намного грамотнее (вернее сказать - начитаннее), работать с ним стало интереснее и необходимость проведения компьютерного ликбеза практически исчезла. Большинство менеджеров прекрасно знает, какие продукты есть на рынке и как эти продукты можно использовать. Многие из них, начитавшись газет и журналов и набродившись по Интернету, порой задают такие вопросы, что ставят в тупик опытных продавцов+ Им приходится брать тайм-аут и перелопачивать горы информации+

И. Г.: Какие источники информации оказывают решающее влияние на менеджеров, принимающих решения о выборе программных и аппаратных средств?

О. Б.: Роль прессы достаточно велика, но жизнь показывает, что новаторские решения, востребованные в столице, доходят до регионов лишь через полгода, год, а то и более. На мой взгляд, очень сильное влияние на умы заказчиков оказывают успешно реализованные проекты, особенно на предприятиях, испытывающих схожие проблемы.

В. К.: Мы работаем и с ИТ-менеджерами, и с директоратом, проводя время от времени как двусторонние встречи, так и форумы. Понятно, что с первой категорией специалистов разговаривать значительно легче, так как управленцы более внимательно слушают друг друга, нежели нас. Но положительные тенденции налицо. Очень важна позиция собственника предприятия. Одно дело, если он твердо стоит на ногах и заинтересован в развитии своего бизнеса, и совсем другое - если ему этот бизнес не очень-то и нужен.

С. Г.: В Омске достаточно большое значение имеет информация, почерпнутая из бумажных и электронных источников, но я бы не сказал, что она является определяющей. В Сибири до сих пор главные роли играют авторитет компании-внедренца на местном рынке и личные знакомства.

В. К.: Да, российский бизнес очень сильно завязан на личности. Есть личность - есть бизнес, нет личности - нет и серьезного бизнеса. Я не знаю, хорошо это или плохо, но когда заказчик задает мне вопрос: “Да, вы классные ребята, но что будет с твоей фирмой, если ты из нее уйдешь?”, я обычно отвечаю так: “А что будет в аналогичной ситуации с твоей?”.

Очень сложно подписывать договоры с компаниями, имеющими сложную иерархическую структуру, даже в том случае, если с обеих сторон эти договоры предварительно тщательно проработаны техническими и юридическими службами. Бывает, что процесс подписания такого рода соглашений затягивается на несколько недель и даже месяцев. Соответствующий документ обрастает морем виз и подписей, но его содержимое практически не меняется. Ну как в таких условиях можно планировать поставки?

И. Г.: Какие сетевые и программные решения сегодня востребованы в наибольшей степени?

В. Б.: Многие наши клиенты все чаще отдают предпочтение российским информационно-управляющим системам, считая что они лучше обеспечены поддержкой и лучше адаптированы к отечественной реальности. Тем более что есть из чего выбирать+

О. Б.: Спрос на корпоративные системы, реализующие лишь учетные функции, постепенно падает. Но - по крайней мере в нашем регионе - резко увеличился спрос как на системы управления персоналом, так и на сам персонал, в первую очередь - высококвалифицированный. В области СКС спрос смещается в сторону оптоволокна, так как медь уже не справляется с объемами передаваемых данных. Есть предприятия и организации, которые стремятся довести гигабитный Ethernet до рабочего места. Причем сейчас им гигабитные технологии не нужны, но они понимают, что когда придет время, денег на перекладку СКС может не оказаться, уж лучше сразу заложить резерв пропускной способности. Что касается активного сетевого оборудования, то здесь до регионов уже дошла общемировая тенденция - меньше концентраторов, больше коммутаторов+

И. Г.: А как насчет систем электронной коммерции?

О. Б.: Множество фирм предлагает свои услуги по созданию сайтов и оформлению Web-страниц, но к идее внедрения B2B- или B2C-систем (собственных или тиражируемых), насколько я знаю, ни одна из региональных компаний не подошла. В то же время объявлений о продаже тех или иных продуктов или услуг на сайтах хоть отбавляй.

В. К.: Мы не наблюдаем особого увеличения спроса на отдельные кадровые пакеты, так как большинство наших клиентов считает, что корпоративная система должна решать весь спектр задач. А вот спрос на системы, позволяющие “выкачивать” данные из АСУ ТП и передавать их в “офисные” приложения, явно опережает предложение.

С. Г.: Большинство омских фирм также считает, что корпоративная система должна решать весь спектр задач. Но я скажу так: какие деньги - такие и запросы. Практически все заказчики понимают, какого класса системы они могут себе позволить+ Что же касается электронной коммерции, то я считаю, что в Омске она есть, так как заказать пиво через Сеть можно без проблем!

В. К.: Практически любое крупное предприятие до сих пор пользуется софтом, написанным собственными силами. Переход на другое ПО связан с огромными издержками и занимает, как правило, не менее года. Причем в течение этого года приходится делать двойную работу, вводя данные в обе системы. А ведь никогда до конца не ясно, пойдет это новое ПО или не пойдет. А если даже и пойдет, то будет ли оно намного эффективнее прежнего. Отсюда и проблемы с выбором+

Версия для печати