“Контур” - аналитическая платформа для предприятий

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Управление бизнесом, оценка его слабых и сильных сторон все больше утрачивают свой эмпирический характер. Информатизация всех сфер жизни, интеграция деловых данных предприятия в единое пространство в сочетании с современными аналитическими технологиями открывают новые возможности, не всегда видимые в рабочей текучке, но порой - решающие для выживания компаний в условиях жесткой конкуренции.

Программные продукты аналитической платформы “Контур”

По оценке компании IDC, на сегодняшний день рынок аналитических средств и технологий, традиционно именуемых Business Intelligence (BI), состоит из пяти сегментов:

- OLAP-продукты;

- управленческие информационные системы;

- инструменты конечного пользователя для формирования запросов и отчетов;

- средства построения хранилищ/витрин данных;

- инструменты интеллектуального анализа данных: Data mining, text mining и т. д.

В последние годы наблюдается активная консолидация рынка BI и, как результат, переход от специализированных аналитических инструментов к платформам BI - пакетам инструментальных средств от одного поставщика, которые поддерживают функциональность различных сегментов BI.

BI-платформы условно разделяются на два вида. Одни предназначены для стратегического бизнес-анализа и содержат инструменты хранения и обработки больших объемов накопленных (исторических) данных; в их основе лежит технология хранилищ данных (ХД). Другие служат задачам оперативного (тактического) анализа и предлагают инструменты формирования и обработки запросов к данным (в том числе запросов в реальном времени). Базовыми для них являются средства построения нерегламентированных запросов, отчетов и OLAP-инструменты. Большинство известных BI-платформ способны решать и те и другие задачи.

Журнал OLAPReport утверждает, что наибольшее распространение среди средств BI имеют OLAP-продукты. Помимо множества других областей применения они в первую очередь используются для анализа данных ERP-систем. Популярны также управленческие системы для финансового планирования, бюджетирования и оценки результатов деятельности компаний. Затем следуют системы финансовой консолидации на базе ХД.

4 февраля российская компания Intersoft Lab (www.iso.ru), специализирующаяся в области разработки информационно-аналитических и управленческих систем для кредитных учреждений, коммерческих предприятий и бюджетных организаций, провела для топ-менеджеров торговых, финансовых и научных предприятий демонстрацию своего продукта - платформы интеллектуального анализа “Контур” (Contour Business Intelligence Platform) и дала примеры его применения в оптовой торговле. В мероприятии приняли участие торговые предприятия “Хиро-Велотрек”, “Селтон М”, “Аптека 36,6”, “Узоры ВА” и др.

BI-платформа “Контур”

Программные продукты под общим названием “Контур” предназначены для создания аналитических и управляющих приложений разного масштаба и объединены в две программные платформы:

- платформа хранилищ данных “Контур” (ПХДК);

- аналитическая платформа “Контур” (АПК).

ПХДК служит целям стратегического бизнес-анализа и является средством создания общего информационного пространства и поддержки корпоративного управления. В нее входят хранилище финансовых данных “Контур Корпорация” и пакет приложений, разработанных на его основе: “Управление филиалами”, “Бюджет” и “Финансовое управление”.

АПК (см. рисунок) совмещает концепции тактического и стратегического анализа деловых данных и позволяет наглядно отражать состояние бизнеса. Она объединяет OLAP-системы, инструменты для создания витрин данных, доступа к ним через Интернет, выпуска отчетов. В состав АПК-платформы входят:

- “Контур стандарт” - инструмент анализа данных из различных информационных систем в режиме реального времени и выпуска отчетов;

- программы для создания и просмотра витрин данных - локальных многомерных кубов (MOLAP) “Контур дизайнер кубов”, “Контур генератор кубов”, “Контур OLAPBrowser”.

С помощью продуктов АПК создается аналитическая инфраструктура компании (корпоративные, специализированные и персональные приложения, приложения рабочих групп, репозиторий баз данных предприятия), обеспечивается внутрикорпоративный информационный обмен и обслуживание удаленных пользователей. Однако основное назначение АПК - создание универсальной корпоративной системы отчетности, позволяющей динамично формировать различные виды отчетов (аналитических и статистических для внутреннего пользования, нормативных, презентационных и др.), их каталоги, а также выводить печатные формы. Для решения этих задач система предлагает несколько интерфейсов: OLAP-отчет (интерфейс для OLAP-анализа данных из БД или локальных микрокубов), таблицы, тренды (изменение показателей во времени и динамика этих изменений), кластерный анализ (интерфейс, позволяющий объединять объекты в группы по заданным признакам и сравнивать их).

АПК предоставляет доступ к популярным БД (Oracle, MS Access, MS SQL Ser-ver, Sybase, Informix, DB2 и др.), а также средства генерации запросов и просмотра данных полученной выборки. Источниками данных могут быть OLTP-системы, корпоративные ХД, произвольные таблицы. Доступ к БД обеспечивается либо напрямую (“Контур стандарт”), либо через промежуточный микрокуб (“Контур генератор кубов”, “Контур дизайнер кубов”), просматривать который можно с помощью программ “Контур стандарт” (в локальной сети) и “Контур OLAPBrow-ser” (в том числе и в Интернете). Анализ данных в реальном режиме времени позволяет следить за состоянием дел, контролировать и своевременно вносить изменения в работу служб. Технологию микрокубов можно эффективно применять для распространения информации внутри предприятия, обмена отчетами с филиалами, поставки их клиентам и контрагентам, наполнения сайтов. Примером успешного использования ее в Интернете является проект banklist.ru - сервисный аналитический центр (www.banklist.ru), созданный по инициативе ассоциации российских банков и призванный обеспечить быстрый доступ к финансовой отчетности коммерческих банков и ее анализ.

Обе платформы - ПХДК и АПК - объединяют управленческие системы для финансовой консолидации, бюджетирования и анализа. Работая совместно, они позволяют построить развитую информационно-аналитическую инфраструктуру для решения наиболее востребованных на сегодняшний день управленческих задач, обеспечивают проведение стратегического и тактического бизнес-анализа.

АПК в оптовой торговле

Применение АПК в оптовой торговле специалисты компании Intersoft продемонстрировали на примере решения специфических для этой отрасли задач. Так, анализ продаж позволит ответить на вопрос, кто является вашими клиентами, кто - лучший из них и что они предпочитают покупать. Можно также исследовать структуру продаж по типу товара, выяснить, какие из них пользуются у оптовых покупателей особым спросом, а также узнать, с какого склада сколько отгружается товара. Анализ объема продаж можно провести и в разрезе территориального распределения, например по регионам или городам, а затем выяснить, как продается тот или иной продукт в зависимости от сезона, и дать прогноз продаж на следующий год. Полученные результаты предоставляют руководителю предприятия много ценной информации как по структуре продаж, так и по клиентам компании и могут быть использованы, например, для организации контроля за ходом отгрузки товаров со складов оптовым покупателям. Для этого применяются кластерный и OLAP-интерфейсы, а также табличные отчеты системы “Контур стандарт”.

Другая задача - анализ закупок и цен. Здесь главная цель - определение наиболее выгодных поставщиков продукции, минимизация закупочных цен, анализ и контроль расходов на транспортировку и т. д. При этом можно получить характеристику партии товаров (сумма поставки, стоимость перевозки), в том числе в расчете на единицу продукции (цена, тариф транспортировки). Анализ закупок за интересующий период времени (день, месяц, квартал, год или произвольный диапазон дат) показывает, кто, когда, сколько и какого товара поставлял, а также доля каких поставщиков максимальна. Эту информацию можно использовать для контроля за поставщиками. Последние могут быть ранжированы по типу договорных отношений (с последующей оплатой товаров, оплатой по факту, предоплатой). В результате руководитель отдела снабжения получает возможность регулирования уровня предлагаемых цен, типа, тарифа и стоимости перевозок, оборотов торговли в натуральном и денежном выражении и т. д.

Одна из самых важных для оптовой торговли задач - анализ складских запасов. Его цель - оптимизация работы товарных складов, контроль их загрузки и остатков по каждому из продуктов. Составление отчета по отгрузке товаров клиентам позволяет, например, проследить равномерность отправки грузов во времени и сделать вывод, насколько эффективно работает транспортная система компании. Информация о хронологии накопления остатков по той или иной товарной позиции покажет регулярность как поставок, так и продаж и степень согласованности между ними. Долгосрочный дефицит товаров говорит руководителю об отсутствии должных мер со стороны отдела снабжения. Таким образом, при помощи системы анализа складских запасов можно контролировать и оптимизировать товарооборот, наличие и полноту номенклатуры товаров и необходимых запасов по каждой товарной позиции. Для этого применяется OLAP-интерфейс.

Анализ использования автотранспорта тесно связан с анализом складских запасов. Цель его - оптимизация работы транспортного отдела, выявление проблем и их ликвидация. Отчет по отгрузке товаров показывает, кто, когда и на каком автомобиле обслуживал того или иного покупателя. Можно оценивать также километраж маршрутов и количество перевезенного груза. Подобный анализ позволяет принять решение о перераспределении машин между складами.

Другая задача - бюджетирование - включает в себя анализ бюджетного плана и контроль его выполнения. Она также решается с применением OLAP-технологий. OLAP-отчет покажет плановое и фактическое значения по каждой статье расходов и разницу между ними. Просмотр бюджетного плана может вестись по месяцам, кварталам и годам.

OLAP-технология позволяет анализировать бухгалтерскую отчетность. Все счета разнесены на активы и пассивы, а те в свою очередь - на подразделы и статьи. При анализе бюджетного отчета можно постатейно рассматривать доходы и расходы за исследуемый период либо отслеживать динамику изменения оборотов по отдельным статьям. Реализация такого отчета в виде микрокуба облегчает рассылку бухгалтерской отчетности всем заинтересованным лицам (клиентам-контрагентам, налоговым органам и др.).

Финансовая отчетность (по месяцам, кварталам и годам) основана на технологии микрокубов и позволяет оценить различные экономические показатели деятельности предприятия (прибыли, убытки, расходы и издержки и др.).

Публикация прайс-листа - одна из задач, с которой сталкивается компания, занимающаяся оптовой торговлей. Доступ к прайс-листам на сайте компании пользователи могут получать посредством программы “Контур OLAPBrowser”. В АПК это делается с помощью технологии микрокубов, что позволяет фильтровать и группировать информацию удобным для анализа способом.

Демоверсия комплекса АПК доступна на сайте Intersoft Lab и может быть испытана на ограниченном массиве исходных данных.

Анализ рынка OLAP-средств

По данным журнала OLAPReport и международной организации TDWI (The Data Warehousing Institute), мировой объем торговли OLAP-приложениями в 2001 г. оценивается на уровне 3,5 млрд. долл. Для сравнения: по данным аналитической компании ARC Advisory Group, объем рынка ERP-систем составил за этот период 9 млрд. долл.

Рынок продаж OLAP-средств стабильно растет со средней скоростью порядка полумиллиарда долларов в год, и, по прогнозу OLAPReport, в 2003 г. объем его превысит 4,5 млрд. долл.

Тенденции развития рынка BI прямо противоположны тем, что наблюдаются на рынке ПО в целом. Например, по данным TDWI, доходы в секторе ERP-систем в 2002 г. уменьшились на 9%, средств интеграции - на 22%, CRM-систем - на 33%, программ управления цепочками поставок - на 48%. Наряду с сокращением рынка программ в целом ведущие производители средств бизнес-аналитики, например BusinessObjects и Cognos, сообщают о повышении своих доходов на 7% и 11% соответственно. Одновременно TDWI предсказывает на ближайшие годы общую тенденцию роста спроса не только на OLAP-продукты, но и на системы всех остальных сегментов рынка BI. По прогнозу TDWI, к концу 2003 г. доля заинтересованных в приобретении средств BI вырастет c 47% до 62%.

Причин тому западные аналитики называют несколько:

- во-первых, внедрение аналитических приложений позволяет получить быстрый возврат инвестиций, сделанных в информационные технологии;

- во-вторых, в западных странах сейчас наблюдается рост заинтересованности финансовых директоров в надежных инструментах финансовой отчетности. Что касается России, то грядущий в 2004-2005 гг. переход на международные стандарты финансовой отчетности, безусловно, сделает задачу получения и анализа таковой особенно актуальной. И здесь не обойтись без аналитических инструментов;

- наконец, последняя причина роста рынка бизнес-аналитики - результат зрелости средств BI.

OLAPReport подчеркивает также, что серьезным сдерживающим фактором для приобретения аналитических продуктов является высокая стоимость решений большинства поставщиков.

Прогнозы исследовательских компаний о направлениях дальнейшего совершенствования OLAP-продуктов

1. Основная тенденция на рынке BI в целом и OLAP-средств в частности - ориентация на быстрое внедрение. Чтобы обеспечить его, есть два пути:

2 во-первых, это создание отраслевых решений. По мнению TDWI, к 2004 г. на рынке будет представлено огромное количество программных средств для отраслевого применения и решения узкоспециализированных задач;

2 во-вторых - предоставление конечным пользователям инструментов быстрой разработки аналитических приложений. Это, например, готовые предметно-ориентированные ХД, средства для настройки OLAP-приложений без привлечения программистов, для анализа ХД и прямого доступа к БД.

2. Еще одно направление развития OLAP-средств - расширение аналитической функциональности. По прогнозам IDC, будут активно разрабатываться сложные алгоритмы анализа, средства прогнозирования и Data mining.

3. По оценкам OLAPReport, продолжится “выход” средств BI, в частности OLAP, в Интернет.

4. Дальнейшее внимание будет уделено многоплатформности. Стремясь привлечь и удержать клиентов, практически все поставщики BI-решений стараются охватить как можно больше операционных систем. В первую очередь это касается выпуска средств для работы под Unix.

По мнению компании SPEX, в последние несколько лет ни один из поставщиков OLAP-продуктов и ни один из этих продуктов не заняли доминирующих позиций. Это свидетельство жесткой конкурентной борьбы среди производителей OLAP- и других BI-средств.

Компания Intersoft Lab также вступила на эту стезю сначала на российском рынке, а с июня 2002 г. и на международном. По статистике крупнейшего в мире Интернет-магазина программных утилит и компонентов www.komponentsource.com, OLAP-компонент ContourCube (www.contourcomponents), разработанный специалистами Intersoft Lab, входит в число лидеров по продажам среди OLAP-компонентов.


Версия для печати