КОНФЕРЕНЦИИ

Российский опыт

Древняя мудрость гласит: "Если не знаешь, в какую гавань хочешь приплыть, ни один ветер не будет попутным". Однако даже если хорошо представляешь себе желаемую цель, попасть в нее удается далеко не всем и не всегда. Повысить вероятность попадания "в нужную гавань" позволяет технология сбалансированных показателей (Ba-lanced Scorecard), завезенная из американских университетов и теперь уже получившая признание и в нашей стране. Ее "укоренение" на российской почве произошло быстро и успешно: за последние два года десятки коммерческих и государственных структур научились мыслить в категориях взаимосвязанных целей и ключевых показателей эффективности, повысив слаженность действий своих менеджеров и результативность компаний в реализации намеченной стратегии. В чем же секрет этих "волшебных" преобразований?

Ответ заинтересованные лица могли найти на IV международной конференции "Стратегия 2005. Технология Ba-lanced Scorecard. Опыт реальных проектов. Год спустя", состоявшейся в Москве в середине марта. Ее организаторами выступили компании IDS Scheer/"Логика бизнеса" и "САП СНГ и страны Балтии". На этот раз традиционная весенняя конференция собрала около 120 участников, более половины которых составили топ-менеджеры предприятий различных отраслей (см. диаграмму). Свыше четверти участников представляли крупные холдинги.

Распределение участников конференции

по отраслям

Свидетельством роста популярности в России концепции Balanced Scorecard (системы сбалансированных показателей - ССП ) стала и весьма подготовленная аудитория форума. Его участники познакомились с развитием проектов такого рода и поделились накопленным опытом.

На конференции было также объявлено о недавно подписанном соглашении о партнерстве между корпорациями Ba-lanced Scorecard Collaborative (BSCol) и IDS Scheer.

По данным исследований BSCol, 60% компаний, представленных в списке Fortune 1000, внедрили у себя ССП. А согласно информации Gartner Group, более 50% крупных предприятий США освоили ССП уже к 2001 г.

Вице-президент европейского офиса BSCol Матиас Мангелс поделился опытом международных проектов, выделив среди факторов успешного внедрения ССП следующие: наличие сильного руководителя и сплоченной команды топ-менеджеров; наличие компетенций; понимание целей и упорство в их достижении; обеспечение гибкости стратегии в соответствии с изменениями рынка.

По словам представителя BSCol, в России не следует ожидать больших объемов продаж ССП. Одна из главных целей сегодня - пропагандировать в российских организациях методологии стратегического управления (через обучение, коучинг, обмен опытом, консалтинг). Сначала проекты планируется осуществлять совместно с российским представителем IDS Scheer (т. е. с "Логикой бизнеса"), а в дальнейшем - набрать собственный штат местных консультантов.

На российском ландшафте

Россия, похоже, готовится к "большому взрыву" спроса на ССП: непрерывной чередой идут семинары и конференции, посвященные этой методологии, растет число поставщиков услуг по построению ССП, увеличивается количество литературы на эту тему. Монографии Дейвида Нортона и Роберта Каплана ("The Ba-lanced Scorecard. Translating Strategy into action" и др.) оперативно переводятся на русский и расходятся с огромной скоростью. Вероятно, такая же судьба постигнет и их четвертую книгу, которая должна появиться в конце 2005 г. В ней авторы обещают сделать акцент на получении синергетического эффекта в бизнесе при успешной реализации стратегии с помощью ССП.

Особый интерес к этой управленческой технологии проявляют представители отраслей, подвергающихся серьезной перестройке. Это, в частности, российская энергетика, где активно идет процесс образования новых субъектов, вынужденных разрабатывать собственные миссии, стратегии и затем претворять их в жизнь (недаром же численность энергетиков среди участников конференции оказалась самой высокой).

Мария Каменнова, генеральный директор консалтинговой компании IDS Scheer/"Логика бизнеса", объясняет повышенное внимание к этой методологии следующими причинами: "Руководители предприятий ощущают разрыв между зафиксированной на бумаге стратегией и своими ежедневными решениями и действиями. Они ищут удобных механизмов для реализации стратегии, способов оценки деятельности сотрудников в привязке к стратегическим целям. Balanced Scorecard - одна из немногих технологий, дающих системный подход к решению перечисленных проблем".

По мнению сотрудников "Логики бизнеса", которые знакомы с ССП-проектами, выполнявшимися не только в России, но и за рубежом, налицо серьезное различие культур менеджмента в западных и отечественных компаниях. Этот факт привел консультантов к мысли о необходимости адаптации и дополнения технологии ССП в интересах российских предприятий. Одна из распространенных проблем - отсутствие у отечественных компаний четко сформулированной миссии, собственно, и являющейся отправной точкой для разработки ССП. Из-за этого перед стартом проекта по построению ССП сначала приходится выполнять предварительную работу: нужно упорядочить и структурировать разрозненные представления топ-менеджеров компании-заказчика о своем развитии, уложить их в формальное русло традиционной стратегии, и только после этого можно следовать методологии.

Альянс на стратегической почве

Компания Balanced Scorecard Collaborative (BSCol), возглавляемая авторами концепции Balanced Scorecard Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном, создана в 1991 г. для широкой популяризации ССП. За время своего существования BSCol реализовала около 4000 различных проектов, в том числе по обучению, внедрению и консалтингу. Ею учреждена даже премия, которая вручается компаниям, выполнившим наиболее успешные проекты по реализации ССП.

В ноябре 2004 г. BSCol основала в Германии филиал Balanced Scorecard Collaborative Europe для работы на перспективных рынках Германии, Швейцарии, Австрии и государств Восточной Европы.

Компания IDS Scheer занимается разработкой решений для управления корпоративными бизнес-процессами. Семейство продуктов ARIS представляет собой полный набор инструментов для проектирования и реализации бизнес-процессов, а также для управления ими. Одним из них является ARIS Balanced Scorecard.

В начале 2005 г. IDS Scheer пополнилась новым подразделением - в России им стала компания "Логика бизнеса".

Недавно BSCol и IDS Scheer подписали соглашение об эксклюзивном партнерстве в деле продвижения методологии ССП.

Еще одно "отечественное усовершенствование" ССП - включение в процесс ее разработки дополнительного шага, связанного с декомпозицией миссии на цели верхнего уровня, упрощающей дальнейшие действия.

Помимо перечисленных особенностей некоторых дополнительных усилий со стороны разработчиков ССП требует применение в российских условиях механизмов "отложенной" мотивации, когда накопленные бонусы выплачиваются только при достижении стратегических целей (т. е. через три-четыре года), поскольку значительный уровень экономической и политической нестабильности в нашем государстве затрудняет использование этого эффективного экономического инструмента стратегического менеджмента.

Ярко проявляется еще одно различие: западные фирмы зачастую обращаются к ССП, находясь в кризисном состоянии, в то время как в России на путь построения такой системы встают в основном успешно работающие компании, стремящиеся к дальнейшему развитию. Кроме того, в России ССП в основном внедряют коммерческие структуры, а на Западе много примеров ее внедрения в некоммерческих организациях (даже в отделении конной полиции!).

Год за годом

"Логика бизнеса" по-прежнему остается российским рекордсменом по числу реализованных ССП-проектов - их сегодня более сорока. Проекты отличаются масштабами, прежде всего по количеству охваченных уровней управления (наиболее распространены проекты уровня компании). В зависимости от готовности менеджмента предприятия, склонности организации к изменениям, а также размаха проекта сильно разнятся сроки реализации - от двух недель до нескольких лет (при этом периодически приходится привлекать консультантов).

По мнению Олега Вишнякова, директора по консалтингу компании "Логика бизнеса", одним из необходимых условий успешного построения ССП является поддержка проекта высшим руководством, его заинтересованность в конечном результате. Чтобы участники проекта не теряли интереса к нему, важно не снижать темпов построения системы.

Решившись на внедрение ССП, компания должна быть готова к дальнейшим шагам - трансформации корпоративного сознания и организационным изменениям. Как показывает опыт, на крупных российских предприятиях реализацию ССП иногда целесообразно начинать с прототипа, т. е. сначала развернуть систему в каком-то одном подразделении, а затем тиражировать ее по всей компании.

Автоматизация построения ССП

Создаваемая система стратегического управления должна охватывать все контуры и увязываться с бизнес-процессами компании, с подсистемами планирования, бюджетирования, управленческого учета, мотивирования и т. д.

В свою очередь, нужно, чтобы программные продукты, поддерживающие построение ССП, предоставляли информацию для всех фаз разработки системы (описание бизнес-процессов, создание стратегических карт, выстраивание иерархий целей, показателей и их взаимосвязей и др.).

Кроме того, для нормальной работы системы необходимо обеспечить сбор фактических данных и их сравнение с плановыми значениями, а также осуществление аналитических процедур поиска причин отклонений и выявления тенденций (на их основе принимаются решения о корректировке стратегии). Эти требования подразумевают доступ к модулям ERP или финансово-учетным системам для получения исходных данных. От развитости в организации ИС напрямую зависит возможная степень автоматизации сбора фактических данных (обычно проще всего получить значения финансовых показателей). Счастливые обладатели CRM-систем могут добыть значительную часть показателей клиентской составляющей. Но часть KPI (Key Performance Indicators), в особенности относящихся к составляющим бизнес-процессов и развития, приходится все же вычислять вручную.

Конечно, на первоначальной стадии методологию ССП можно реализовать "на бумаге" или с помощью Excel, но при значительных масштабах организации, высокой сложности операционной деятельности целесообразно использовать специальные инструменты - и с их же помощью доводить результаты реализации стратегии до подразделений компаний (что особенно удобно для крупных и распределенных структур).

На рынке сегодня присутствует значительное количество программных продуктов для поддержки ССП. Корпорация BSCol проводит сертификацию специализированного программного обеспечения такого рода, а Granfield School of Management совместно с Gartner Group ежегодно ранжируют эти продукты (их насчитывается более тридцати).

Различают два типа программных продуктов, реализующих ССП:

- модули комплексных информационных систем (ERP и им подобных);

- специализированные приложения.

К первой категории относятся SEM Balanced Scorecard (SAP), Oracle Ba-lanced Scorecard, Enterprise Scorecard Peoplesoft и др. Список специализированных приложений, доступных в России, постепенно растет: к продуктам IDS Scheer (ARIS BSC, ARIS BSC Portal) добавились финский QPR ScoreCard (QPR Software) и отечественный ABIS.BSC (на базе "1С: Предприятие 8.0").

Интеграция ССП с другими модулями информационных систем обеспечивает их владельцам ряд дополнительных возможностей. Например, ключевые показатели эффективности, рассчитанные в модуле SEM Balanced Scorecard, можно применить в ERP-системе SAP для расчета премий и бонусов, получаемых персоналом.

Версия для печати