Среди вопросов, обсуждаемых в рамках темы сервисно-ориентированных архитектур (SOA), есть и такой: кто больше заинтересован в применении данного подхода — ИТ-отдел или предприятие в целом? А за ним следует и другой: кто должен принимать решение о развертывании SOA — ИТ-менеждеры или руководители верхнего эшелона? Казалось бы, подобная постановка проблемы выглядит довольно странно, поскольку давно общепризнано, что стратегия развития ИТ в компаниях должна определяться бизнес-целями. Однако практика показывает, что на российских ИТ-мероприятиях тема SOA поднимается на секциях, ориентированных на ИТ-специалистов, а не на топ-менеджеров фирм.

Тем не менее за рубежом принятие стратегических решений об использовании SOA сейчас переносится на уровень управления бизнесом. Об этом, в частности, свидетельствует опрос, проведенный Link Group среди участников конференции IBM Impact ‘2007, прошедшей в конце нынешнего мая в Орландо (США) и собравшей более 4200 технических специалистов и руководителей бизнеса. Так, 67% респондентов отметили, что решения о реализации стратегии SOA принимаются главным образом на верхнем уровне компании, включая высшее руководство и менеджеров по развитию бизнеса. При этом 65% респондентов утверждают, что ответственность за выбор ИТ-партнера, который будет содействовать в достижении целей бизнеса на основе развертывания SOA, также несут руководители бизнеса.

Результаты исследования подтверждает тот факт, что архитектура SOA рассматривается как основа будущего развертывания процессов и приложений: на внедрение SOA выделяется все больше бюджетных средств и увеличивается количество SOA-проектов, направленных на решение новых бизнес-задач. При этом 40% респондентов указали, что на проекты SOA выделяется от 10 до 30% их ИТ-бюджетов. А 53% опрошенных сообщили, что в 2007 г. их бюджеты проектов SOA увеличились на 10—20% по сравнению с 2006-м.

Отвечая на вопрос о причинах внедрения SOA, 75% респондентов заявили, что главной среди них является стремление достичь новых целей бизнеса, чтобы идти в ногу со стремительно меняющимся высококонкурентным рынком, и лишь 25% опрошенных назвали главной причиной решение существующих проблем бизнеса.

В то же время проведенное исследование выявило растущую потребность в квалифицированных специалистах, обладающих уникальным сочетанием навыков в области бизнеса и информационных технологий. На то, что именно такие сотрудники смогут обеспечить успешное применение SOA для решения бизнес-задач, обратили внимание 68% респондентов.

Половина опрошенных сказали, что их потребности в специалистах по SOA, способных помочь их компаниям добиваться долгосрочных целей, обеспечены менее чем на 25%. Однако 80% респондентов сообщили, что в течение нынешнего года в их компаниях планируется увеличить количество специалистов в области SOA, причем 60% компаний будут ориентироваться на повышение квалификации собственного персонала.

Откликаясь на эти запросы заказчиков, IBM представила на конференции и после ее завершения ряд новых программных продуктов и услуг, предназначенных для повышения квалификации специалистов в области SOA. Одна из новинок — интерактивная игра под названием Innov8. С помощью этого интерактивного трехмерного имитатора участники игры могут в буквальном смысле слова “увидеть” бизнес-процессы, выявить узкие места и исследовать сценарии “что, если” до начала реального развертывания SOA-решений.

Версия для печати