ИТ-директорам необходимо рассмотреть те технологические мероприятия, которые потребуются для поддержки их организаций по мере того, как правительства будут реагировать на коронавирус, сообщает портал ComputerWeekly со ссылкой на Gartner.

Отчет Gartner «Coronavirus (Covid-19) outbreak: short- and long-term actions for CIOs», посвященный краткосрочным и долгосрочным действиям ИТ-директоров, связанным со вспышкой коронавируса, рекомендует ИТ-отделам обеспечить полную поддержку удаленной работы. То есть, их задача — помочь тем, кто готов работать из дома.

В докладе Gartner говорится, что в организациях, где возможности удаленной работы еще не созданы, CIO должны разработать промежуточные решения, включая определение требований к использованию ИКТ-ресурсов, таких как мгновенные сообщения для общей связи, решения для обмена файлами и проведения совещаний.

Сюда же относится и доступ к корпоративным приложениям, таким как ERP и CRM, а также пересмотр всех мер защиты для обеспечения безопасного доступа к приложениям и данным. Такой уровень удаленного доступа может привести к значительной нагрузке на существующие корпоративные системы.

И по мере того как правительства переходят к следующим этапам борьбы с распространением вируса, аналитика будет играть все более важную роль в управлении его воздействием на бизнес и общество. Некоторые организации могут обнаружить, что они призваны поддерживать инициативы в области общественного здравоохранения, в то время как другие должны будут сотрудничать, чтобы поддерживать функционирование цепочек поставок и эффективно управлять ограниченными ресурсами.

Можем ли мы использовать данные?

Данные и аналитика могут сыграть большую роль в сдерживании распространения Covid-19, если благодаря им мы сможем выявлять случаи заболевания, тесные контакты заболевших и пути распространения инфекции, считает директор по исследованиям Gartner Сэнди Шен.

Она добавила, что телекоммуникационные компании, платежные системы и транспортные фирмы могут предоставить данные, чтобы помочь правительству и гражданам выявить потенциальные риски в их окружении и быстрее принять превентивные меры.

Учитывая, что Covid-19 оказывает влияние на глобальную цепочку поставок, предприятия сталкиваются с перебоями в производственной деятельности, когда их поставщики не могут выполнить запланированные поставки.

Например, корпорация Dell обратилась к своим клиентам, желающим заказать более пяти портативных компьютеров, с просьбой предоставить подробную информацию о планах развертывания и сроках внедрения.

По мнению Шен, данные и аналитика будут играть большую роль в смягчении воздействия Covid-19. При этом компании должны будут тесно сотрудничать с поставщиками, чтобы обеспечить им необходимый уровень прозрачности в цепочке поставок, что позволит им быстро корректировать производственные графики, а также выявлять поставщиков на своих местных рынках, которые имеют потенциал и материалы и могут быть использованы в качестве промежуточных источников поставок. «Данные о потреблении энергии, уплате налогов и данные счетов-фактур могут быть использованы для выявления потенциальных партнеров», — отметила она.

Будут ли перегружены существующие ИТ-системы?

Существующие корпоративные ИТ-системы могут оказаться недостаточно гибкими, чтобы справиться с кризисными задачами, если предприятия попросят оказать дополнительную поддержку государству, например, изготовить вентиляторы, или если возникнет ситуация, когда частные больницы и отели будут мобилизованы, чтобы предоставить места для ухода за больными.

«Большинство систем учета, таких как ERP и CRM, не могут в течение короткого времени вместить в себя серьезные изменения, но простые доработки правил или политик могут быть сделаны очень быстро», — считает Шен.

В более широком плане она предупредила, что серьезной проблемой, с которой сталкиваются компании, является вопрос мощностей. Например, по итогам недели панических покупок, вечером 13 марта, британский онлайновый супермаркет Ocado заявил, что будет приоритизировать поставки, отдав предпочтение заказам существующих клиентов и отклоняя заказы новых.

«Когда большое количество клиентов, сотрудников и партнеров пытаются использовать существующие системы, приложения или сети, то они могут не получить необходимой пропускной способности или скорости передачи данных для поддержки такого большого трафика, — полагает Шен. — Таким образом, если система не рассчитана на масштабируемость, она столкнется с проблемами узких мест. И чтобы обеспечить доступность, придется ограничить доступ к наиболее важным видам коммуникаций и уменьшить число пользователей».

Следует ли ограничивать пропускную способность?

В отчете Gartner рекомендуется, чтобы ИТ-директора поддерживали несколько типов конечных устройств, таких как ПК, телефоны и планшеты, а также позволяли персоналу использовать свои собственные терминалы. Если определенное корпоративное ПО недоступно удаленно, то в краткосрочной перспективе рекомендуется рассмотреть возможность использования местных альтернативных SaaS-продуктов, которые несложно внедрить.

В докладе также содержится рекомендация ИТ-директорам рассмотреть вопросы взаимодействия персонала на рабочих местах, включая использование видеоконференций и потокового вещания в реальном времени, которые могут служить различным сценариям привлечения клиентов и увеличения продаж.

Однако может возникнуть конфликт в сети, который приведёт к замедлению работы Интернета и станет проблемой, поскольку все больше офисов закрываются и люди работают из дома, используя видеоконференции на основе IP.

Шен призвала ИТ-директоров работать с интернет-провайдерами для обеспечения безопасности и пропускной способности сети. Она сказала, что они должны быть готовы заплатить более высокую цену за подключение, поскольку пропускная способность сети станет дефицитным ресурсом во время вспышки болезни.

Но CIO также должны уделять приоритетное внимание использованию менее интенсивных с точки зрения пропускной способности приложений, считает Шен. «Ограничьте применение широкополосных систем и приложений клиентами или лимитируйте число пользователей», — сказала она.

Чтобы поддерживать контакт с сотрудниками, работающими удаленно, она рекомендовала ИТ-директорам также рассмотреть возможность сокращения использования таких инструментов совместной работы, как видеоконференцсвязь, в пользу аудиосвязи. «В некоторых случаях это может несколько снизить эффективность взаимодействия, но по крайней мере у людей будет работающая система, которая лучше, чем вообще ничего», — подчеркнула она.