При организации удаленной работы многие решения принимались на ходу, пишет президент и ведущий сетевой архитектор West Gate Networks Эндрю Фролич на портале InformationWeek. Какие из них сохранятся, а какие будут отброшены, когда вновь заработают корпоративные офисы?

В связи с тем, что после прохождения пика пандемии начинают открываться офисы компаний, ИТ-подразделениям следует быть готовыми изменить технические решения, принятые для обеспечения удаленной работы сотрудников. Одни технологии, политики и процедуры можно больше не использовать, другие имеет смысл сохранить. Рассмотрим некоторые примеры того, как многие компании оказывали техническую помощь удаленным работникам и как ИТ-подразделениям лучше всего планировать возвращение к работе в офисе.

Нет такого ИТ-подразделения, которое было полностью готово к последствиям COVID-19. В конце концов, кто мог подумать, что пандемия заставит всех, кроме наиболее ценных сотрудников, работать дома? ИТ-архитекторам, администраторам и руководителям пришлось быстро принимать решения, как удаленным сотрудникам получить доступ к бизнес-приложениям и взаимодействовать друг с другом с соблюдением требований безопасности и целостности конфиденциальных данных. Это было непросто и не обошлось без ошибок. Однако по большей части руководители компаний справились с задачей организации удаленной работы с помощью технологий и процедур, которые были срочно предоставлены им ИТ-подразделениями. Основные проблемы работы на дому были решены, и сотрудники на протяжении недель и даже месяцев трудились удаленно, используя модифицированную ИТ-стратегию.

Одна из проблем заключалась в организации обмена информацией и взаимодействия сотрудников друг с другом и с бизнес-партнерами. Многие ИТ-подразделения развернули традиционные платформы унифицированных коммуникаций (unified communications, UC), позволяющие использовать голос, видео и чат. Но эти инструменты ориентированы главным образом на обмен информацией между компаниями. Кроме того, традиционные инструменты UC чувствительны к широте полосы пропускания и к задержкам, что не позволило работающим дома использовать многие из таких сервисов.

Эти проблемы побудили многих руководителей ИТ-подразделений воспользоваться инструментами UC на базе SaaS и интернет-конференциями, которые были разработаны специально для удаленных сотрудников. Zoom является прекрасным примером неожиданно ставшего популярным инструмента удаленной работы, позволяющего взаимодействовать с коллегами в видеочате. Были также быстро развернуты облачные сервисы безопасности, помогающие снизить риск использования удаленными сотрудниками незащищенных домашних компьютеров и сетей. Такие продукты, как передовые средства борьбы с вредоносным кодом и клиентские VPN в форме SaaS, позволили усилить защиту данных при небольших первоначальных затратах денег и труда.

Однако многие ИТ-подразделения предпочли лицензировать эти средства UC и SaaS на условиях помесячной оплаты. С началом возвращения сотрудников в офисы руководители ИТ-подразделений должны решить, продолжать ли лицензирование, сузить ли выбор продуктов или разорвать контракт. Большинству работников с возвращением к офисным компьютерам и корпоративным сетям инструменты UC становятся ненужными. Но некоторым гибкость этих инструментов даст преимущества. ИТ-подразделению следует планировать отказ от нововведений, если только сотрудник, команда или подразделение не потребуют их сохранить.

Некоторые компании модифицировали корпоративные ИТ-политики и процедуры, чтобы помочь сотрудникам повысить эффективность работы дома. Например, внесли такие изменения:

  • ослабление запрета теневых ИТ;
  • приемлемое использование BYOD;
  • процедуры обмена файлами;
  • «окна» для резервного копирования данных;
  • расписание обслуживания приложений и серверов.

Эти изменения в политиках и процедурах были призваны повысить производительность труда работающих дома и, возможно, не в стандартное рабочее время. Руководители ИТ-подразделений могут обнаружить, что некоторые политики, которых они придерживались (например, ограничение BYOD), стали не столь уж необходимы при современной среде, в которую интегрированы, скажем, управление корпоративной мобильностью (enterprise mobility management, EMM) и инфраструктура виртуальных рабочих столов (virtual desktop infrastructure, VDI). Поэтому предстоит оценить каждую новую технологию и каждое изменение в политике/процедурах и четко определить, следует их сохранить или вернуться к положению, существовавшему до COVID-19.