Колоссальные объемы информации и внедрение цифровых технологий с каждым днем бросают новые вызовы бизнесу. Реагировать нужно быстро: адаптировать структуру и сотрудников при помощи проверенных инструментов. За последние несколько лет в сфере ИТ, которая повсеместно транслирует различные новшества, особую силу приобрели блокчейн, роботизация (RPA), искусственный интеллект (ИИ), имитационное моделирование (SM). Технологии требуют повышения квалификации не только инженеров (аналитиков, программистов, тестировщиков), но и пользователей (бухгалтеров, HR-менеджеров, финансовых экспертов, менеджеров по закупкам, логистике и так далее), которые используют данные решения в повседневной деятельности. Как организовать программу развития и выбрать надежного поставщика корпоративного обучения, расскажу в этой статье.

ИТ-зация корпоративной жизни

Когда руководство компании и HR-директор твердо решают вложиться в персонал и организовать проект по повышению квалификации всех сотрудников — это уже серьезная инвестиция в собственную привлекательность как работодателя на рынке, а также дополнительное выгодное отличие от конкурентов.

Подчеркну, что развитие персонала сегодня априори происходит при помощи поставщика услуг, в удобной форме, с аттестацией и, соответственно, последующим повышением грейдов. Без проверки факта усвоения материала (желательно аттестация в устной форме) — это, по большому счету, слив бюджета, бесполезное и неблагодарное занятие. На основе многолетней практики могу с уверенностью сказать, что ответственный подход к обучению у слушателей (в начале и на разных этапах прохождения курса) возможен только в том случае, если обучение проходит по индивидуальной программе и с обязательной аттестацией. При этом обучающийся до начала обучения уже понимает о неизбежности прохождения аттестации знаний. Но обо всем по порядку.

Целевая программа

Прежде всего в компании следует провести анализ потребностей в обучении. Например, вы внедрили роботов RPA, с которыми персоналу как можно быстрее необходимо общаться на «ты». Поэтому для начала лучше определить текущие показатели знаний и навыков, а дальше — разрабатывать программу по их апгрейду. Сравните поставленный результат с наличием желания и возможностей к его достижению. Собрать обратную связь можно методом тестирования, общением лидера/наставника каждой отдельной команды с ее представителями.

Любое взаимодействие и общение с коллективом на предмет его развития и повышения мотивации всегда дает хороший эффект. Повышается личная значимость каждого: сотрудник чувствует свою «нужность», что положительно сказывается на его продуктивности и отдаче общему делу. Кроме того, становится более командной работа.

Корпоративное обучение можно проводить при помощи мобильных программ (например, сейчас на рынке существует много предложений по установке СДО в смартфон), очно-заочных методик с привлечением коуча. Но наиболее действенный способ — привлечение опытного поставщика услуг, который предложит курсы по обучению новым технологиям с учетом их максимальной приближенности под конкретные специфики каждой компании. Отдельная организация — уникальна в своем роде. Например, даже внутри одной отрасли требования, культура и подход могут быть совершенно разными. Поэтому сразу исключайте варианты типа «универсального шаблонизированного курса для всех». Это как идеальный костюм, который шьет портной не по лекалам, а по плечам и телу конкретного человека.

Адаптивность — ключевое слово

Корпоративные программы обучения под заказ конкретного клиента — то, что обычно предлагают надежные поставщики образовательных программ. Обращать внимание нужно на портфолио проектов и самих экспертов (преподавателей). На начальном этапе выбора подрядчика советую провести собеседование, «просканировать» спикеров на уровень надежности. Важно, чтобы предлагаемая стратегия была адаптированной именно под вашу компанию и ее потребности.

Особое внимание уделите техническому составу: архитекторы, программисты с опытом доработки продуктов, методологи и аналитики со знанием ИТ-решений должны также иметь подтвержденные сертификаты.

Сама программа обучения должна представлять собой отдельные практические курсы, рекомендации по их прохождению, варианты обратной связи от преподавателей, возможность записи вебинаров, создания рабочих файлов. Учебный материал с практической пользой, разработанный по принципу useful knowledge, — то самое содержание, которое гарантирует вовлеченность сотрудников в процесс.

Адаптивная программа обучения всегда должна быть построена на основании проектных кейсов, выполненных преподавателем в своей практической деятельности (реальные проекты). Преподаватель, который только преподает — часто зашкаливает академичностью, но не практичностью.

Внимание деталям

График обучения, поддержка пользователей на всех этапах, отслеживание результатов — каждый из этих пунктов поставщик предоставляет вам в максимально подробном виде. Индивидуальный подход подразумевает подготовку курса с применением таких инструментов проектного управления, как ведение плана, статус-встречи, возможность внесения изменений, не влияющих на трудозатраты и сроки подготовки (адаптации под компанию) курса.

У вас также должен быть выбор вариантов аттестации персонала. Поставщик на основании полученных данных (например, обратной связи от лидеров команд) предлагает тестирование, устный внутренний экзамен, интервью с участниками курса по итогам обучения или другой вариант. Продумайте, в каком виде будут оформлены результаты обучения — в виде свидетельств и сертификатов, документов государственного образца. Советую этот момент также проговорить с персоналом, заранее получить информацию о предпочтениях.

Корпоративное обучение часто заказывают корпорации. Важно при адаптации курса провести пробное (пилотное) обучение на одной бизнес-единице корпорации, по результатам улучшить курс и далее тиражировать его по остальным бизнес-единицам группы.

Павел Бритвин, партнер компании NFP