Дистанционная работа продолжает развиваться. Означает ли это, что компаниям необходимо проводить еще большую цифровую трансформацию, чем они уже имеют? Так ли уж им нужно иметь больше инструментов, стремиться к бóльшим скоростям? Вероятно, нет; в центре внимания в 2021 г. будут культура и процессы, утверждает на портале Enterprisers Project технологический евангелист Red Hat Гордон Хафф.

Эксперименты по дистанционной работе, вызванные пандемией, прошли лучше, чем ожидалось, согласились цифровые лидеры и топ-менеджеры, принявшие участие в мероприятии Innovation@Work, организованном в начале февраля изданием The Economist. Пользователи смогли быстро подключиться к сети. Цифровая трансформация во многих случаях ускорилась. Производительность в основном не изменилась, большинство сотрудников не потеряли связи друг с другом, а дистанционные продажи в целом доказалb свою эффективность. И хотя пандемия, очевидно, имеет много глубоко негативных аспектов, она почти наверняка открыла для многих сотрудников более гибкие модели работы в будущем.

Что такое гибридное будущее работы?

Похоже, также существует значительное согласие в отношении общих контуров того, как будет выглядеть работа после пандемии. Некоторые компании уже были полностью или в основном удаленными до пандемии. И, согласно данным, представленным на Innovate@Work Николасом Блумом, старшим научным сотрудником и профессором экономики Стэнфордского института исследований экономической политики, около 27% работников хотели бы работать из дома (WFH) пять дней в неделю. В то время как некоторые компании и работники хотят возврата к ситуации, когда большинство сотрудников находятся в офисе бóльшую часть недели, многие ожидают развития гибридной модели — когда люди работают на дому от одного до четырех дней в неделю, в среднем около двух дней.

Все это рисует в целом радужную картину, но некоторые докладчики и участники дискуссии обозначили проблемы, с которыми сталкивается гибридная модель. У доктора Николя Миллар, главного партнера по инновациям и BTIO компании BT Enterprise, беспокойство вызывает то, что она называет «ужасным гибридом», когда с половиной людей встречаешься в офисе и с половиной — удаленно. По ее словам, цифра — это великий уравнитель, ведь все представлены маленькими квадратиками на экране. И лучше, наверное, всем общаться в цифровом формате.

Майк Тамилти, главный операционный директор Standard Life Aberdeen, согласился, добавив, что «гибридный мир зависит от стратегии преимущественной цифровизации». Это общая тема: компании должны будут бороться с превращением удаленных работников в граждан второго сорта, когда некоторые из них когда-нибудь вернутся в офис.

Сможем ли мы еще сотрудничать как прежде?

Что до сих пор не заработало удаленно так же хорошо, как в физическом мире? Вероятно, эти вещи покажутся знакомыми каждому — ведь все они связаны между собой. Речь идет о тесном сотрудничестве, об интуитивном общении, о построении доверия в командах, о создании сообщества.

Кедар Дешпанде, генеральный директор Zappos, посетовал на то, что не хватает кулера для воды, рядом с которым можно «ощутить пульс, вступить в прямой зрительный контакт, ощутить прикосновение. Без ответа остается вопрос построения товарищества и укрепления доверия в виртуальном мире».

Рут Коттер, старший вице-президент компании AMD по мировому маркетингу, человеческим ресурсам и отношениям с инвесторами, отметила, что удаленка «удлинила процесс принятия людей на работу... чтобы они погрузились в нашу культуру».

Кроме того, она считает, что «разговоры на лету очень важны, и их надо поощрять». Сид Сиджбранджи, соучредитель и генеральный директор компании GitLab с давно налаженной удаленной работой, говорит о том же: «Неформальное взаимодействие не происходит само собой. С помощью „кофейных чатов“ можно имитировать встречи у кулера».

Офис будущего: о сотрудничестве, а не о продуктивности

В целом, большинство из руководителей ожидают, что офисы будут реорганизованы таким образом, чтобы в большей степени сконцентрироваться на групповых встречах и сотрудничестве.

Например, Эрика Брешиа, главный операционный директор GitHub, утверждает, что «офис больше не является центром производительности. Он будут использоваться и структурироваться по-другому. Это будет место, где мы сможем встречаться».

Сара Кэннон, партнер Index Ventures, полагает, что если люди будут ходить в офис два дня в неделю, они будут в основном заниматься там тем, что нельзя делать удаленно. И соотношение площадей для совместной работы/встреч с занятыми под рабочие столы увеличится в пользу первых.

Но разве все вышесказанное — это просто техническая проблема? Нужно ли компаниям делать еще больше цифровых преобразований, чем у них уже есть? Наверное, нет. Хотя на Innovate@Work обсуждались иммерсивные пространства, инструменты виртуальной реальности и т. д., был достигнут консенсус о том, что сотрудничество и развитие сообщества в большей степени зависит от продуманности процессов и собраний в физическом месте, по крайней мере, время от времени.

Дэвид Хайнемейер Ханссон, генеральный директор и соучредитель компании Basecamp, работающей по удаленной модели, рассказал о том, что дважды в год они выделяют неделю из графика, чтобы собрать всех вместе.

«По возвращении в офис мы в качестве приоритетных выделим вещи, которые касаются взаимодействия, сотрудничества и мозгового штурма», — пообещал Крис Чаури, президент Google Cloud в EMEA.

Ценность кросс-функциональной и асинхронной работы

Ханссон предостерегает о того, чтобы пытаться удаленно воссоздавать офис — вместо того, чтобы использовать преимущества удаленки. Например, по его словам, «офис на самом деле не самое лучшее место, чтобы поговорить с кем-то из другой команды. Создавайте связи во всей компании, а не только в команде».

Он также подчеркнул, что «письменное общение является одним из ключевых факторов. Дело не в том, чтобы устраивать все те же встречи по тому же расписанию. Можем ли мы сделать некоторые из тех же самых вещей, которые мы делаем с помощью обычных встреч, по-другому? Начните с письменного общения как вашего основного способа организации взаимодействия». Это совет для реализации более асинхронной работы.

Тенденции будущего десятилетия — уже сегодня?

Никто не любит, когда его заставляют экспериментировать. Но пандемия в основном ускорила изменения, которые уже намечались, по крайней мере, для сегмента рабочей силы. «Пандемия перенесла на рабочие места тенденции следующего десятилетия», — отметила Сара Кэннон.

Очевидно, достичь нынешнего уровня удаленной работы еще десять лет назад, скорее всего, было бы гораздо сложнее. И мы снова видим, что культура и процессы, вероятно, имеют растущее значение.