Профессиональное выгорание — одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются работники самых разных сфер. В 2019 году ВОЗ включила этот феномен в Международную классификацию болезней (МКБ-11). Рассмотрим основные причины выгорания и способы его преодоления.

Как правило, профессиональное выгорание проявляется в отстраненности, деморализации и низкой продуктивности сотрудника. Поскольку в сфере ИТ специалистов оценивают с точки зрения их навыков, которые завязаны на интеллектуальной деятельности, эта проблема может серьезно отразиться на качестве их работы. Сотрудник также может начать проявлять прочие, нехарактерные для него, признаки: апатия, цинизм, жалобы на все подряд, конфликты с коллегами.

Основные причины выгорания в ИТ — высокий стресс и эмоциональная нагрузка. Однако эти вещи не появляются на пустом месте, и зачастую это следствия следующих факторов:

  • слабое лидерство, невнятность и непонятность целей и задач;
  • перегрузка на работе, несоблюдение баланса между работой и жизнью;
  • «токсичное» окружение на работе;
  • отсутствие контроля над развитием и, как следствие, карьерным ростом.

От выгорания никто не застрахован. В целом, в зоне риска находятся сотрудники с высоким уровнем стресса — большое количество рутинных и однообразных задач, сменная работа, работа с людьми. Примером, например, являются сотрудники службы поддержки (клиентов, сотрудников) или HR бизнес-партнеры.

В этой ситуации крайне важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Несколько советов о том, как работнику избежать профессионального выгорания:

  • регулярный отпуск с полным отключением от работы. Регулярный отдых — не столько панацея, сколько профилактика профессионального выгорания. Кроме того, новым веянием среди крупных зарубежных и российских компаний стал саббатикал — длительный неоплачиваемый отпуск сроком от 1 до 12 месяцев. По условиям договора в течение этого времени работодатель гарантирует работнику сохранить его рабочее место;
  • отключение от рабочих чатов в нерабочие часы. Поскольку переписка зачастую выходит за рамки рабочего дня, у работника стирается грань между работой и личной жизнью. Создается иллюзия работы 24/7, а также постоянного контроля со стороны руководства, что тяжело морально. Особенно актуальна эта проблема в условиях удаленки (безусловно, кроме экстренных ситуаций);
  • прогулки и спорт — очень важны в условиях удаленки. Верный шаг на пути к поддержанию здорового образа жизни — заняться вопросом правильного питания, выделить в расписании несколько часов в неделю на занятия спортом, делать ежедневную разминку. Эти усилия могут принести немало пользы и положительно сказаться на продуктивности;
  • понимание, что работа — эта не замена жизни. Сознательно уделять внимание личной жизни, друзьям и близким, а не оставлять это на потом и не замещать работой. Время с близкими — это, в конце концов, одна из самых ценных вещей, о которых может мечтать абсолютно любой человек;
  • здоровый сон и питание. Поддержание себя и жилища в чистоте. Для профилактики профессионального выгорания крайне важны правильное питание и здоровый сон. Все об этом знают, но, к сожалению, мало кто следует таким рекомендациям. Для того, чтобы нормализовать сон, эксперты советуют ложиться спать в одно и то же время, не пользоваться телефоном и компьютером за полчаса-час перед сном, а также не употреблять кофе и алкоголь за несколько часов до сна;
  • хобби, изучение чего-то нового, учеба. Нужно найти что-то для души, а не для результата. Но тут важно чувствовать разницу между настоящим отдыхом и очередной работой. Очень полезно для эмоциональной разрядки иметь дело, в котором сам процесс значит куда больше, чем результат.

Как организовать рабочий день, чтобы препятствовать профессиональному выгоранию?

— На работе — работать. Распространена ситуация, когда рабочее время потрачено на ерунду типа чтения социальных сетей, а потом человек «догоняет» в нерабочее время. Или вынужден отвечать на вопросы, почему он опять не успел сделать задачу вовремя.

— Контролировать потоки информации и отвлекающие факторы — например, отключить ненужные пуш-уведомления.

— Делать паузы в работе и своевременно обедать.

— Некоторые люди страдают от очень большого количества встреч, из-за которых не хватает времени на выполнение работы. Помогает четко прописывать в календаре время, отведенное на переговоры, которое неприкасаемо для встреч. Но помните о гибкости.

— Перестать, наконец, планировать встречи без пауз между ними. Между встречами должны быть паузы — просто сделать перерыв, ответить на срочные сообщения коллег, уделить время другим задачам.

Чтобы бороться с профессиональным выгоранием сотрудников, можно:

  • выстроить адекватные коммуникации с сотрудниками. Если вы почувствовали, что не справляетесь со своим эмоциональным состоянием из-за большого объема работы, попробуйте поговорить об этом с начальством. Не всегда решение может быть найдено сразу, но если такой разговор не состоится, то начальство и не будет знать о том, что вам некомфортно и стоит что-то менять;
  • обеспечить понимание сотрудниками их ролей и задач. Сотрудники должны четко понимать свои должностные обязанности. Без надлежащего руководства, рамок и инструкций рабочий процесс сложно выстроить, отчего может возникнуть замешательство. Это снижает скорость работы и провоцирует неудовлетворение, которое может привести к выгоранию;
  • обеспечить гибкость рабочих условий. По данным американских специалистов в сфере управления персоналов Indeed, 36% сотрудников считают, что гибкость рабочих часов и возможность несколько дней в неделю работать из дома снижают риск профессионального выгорания. Кроме того, важно, чтобы топ-менеджмент моделировал корпоративную культуру своим поведением (что означает периодические отпуска и для руководства компании);
  • признавать заслуги сотрудников. Признание заслуг необходимо для того, чтобы они были довольны и увлечены своей работой. По данным опроса OfficeTeam, 66% сотрудников готовы уйти с работы, если будут чувствовать себя недооцененными. Другое исследование показало, что в компаниях, где действуют программы поощрения, число сотрудников, уволенных по собственному желанию, на 31% ниже, чем в компаниях, где такие программы не эффективны;
  • создавать и поддерживать позитивную атмосферу в рабочих коллективах. Руководителю необходимо обращать внимание на такие признаки, как утомленность, рассеянность, физическое и эмоциональное состояние сотрудников. Крайне важно поощрять взаимопомощь в коллективе;
  • соблюдать адекватность в постановке дедлайнов. Амбициозность — это хорошо и полезно, но не тогда, когда это противоречит здравому смыслу. Зачастую чрезмерно жесткие дедлайны вырастают из просчетов в тайм-менеджменте, поэтому руководителю стоит пересмотреть подход к планированию и распределению задач между сотрудниками;
  • сделать доступной психологическую поддержку сотрудников. Некоторые компании обеспечивают ее в рамках расширения медицинской страховки сотрудников.

Не все руководители готовы к переговорам, чаще им нужна поддержка в этом процессе. Кроме того, проявление интереса к личной жизни сотрудника может быть сочтено крайне неуместным, особенно если такое поведение не вписывается в привычную корпоративную культуру компании.

Специально обученный человек — корпоративный психолог — лучше всего подходит для этой задачи. Его роль заключается в сотрудничестве, а не конкуренции. «Взгляд со стороны» даёт возможность членам компании расширить внутреннюю картину восприятия тех или иных событий и успешнее продвигаться в своей бизнес-сфере.

Профессиональное выгорание — это серьезная проблема и тревожный звонок организма, а не банальная усталость. Поэтому необходимо постараться соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом, не забывать о своих победах, анализировать проблемы, а не закрывать на них глаза, найти интересное хобби и грамотно распределять нагрузку.

Павел Зиновкин, директор по информационным технологиям VK