Как-то в маршрутке я стала случайным свидетелем разговора девочки лет пяти и её мамы. Они увлечённо обсуждали покупку киндер-сюрприза, которую мать собиралась совершить вечером, зайдя после работы в магазин около дома.

Девочка: “Ты не можешь без меня покупать!”

Мама: “Почему?”

Девочка: “Потому что ты не умеешь колдовать, а мне нужно, чтобы попалась Элизабет!”

Мама: “Ну почему? Раньше могла, а теперь нет?.. Хорошо, давай сделаем так. Я пойду сегодня и очень сильно постараюсь, чтобы попалась Элизабет. А если у меня не получится, то мы с тобой пойдём завтра вместе, и ты себе её наколдуешь”.

Разговор шёл абсолютно серьёзно, никакого умиления и притворства со стороны мамы, взрослая обстоятельность доводов девочки… Это было так не похоже на привычное общение взрослых со своими детьми в общественных местах, что, вспоминая этот случай позже, я подумала — может, тут и вправду были обычные колдуньи, ведь не только в Лондоне живут Гарри Поттеры и Гермионы?

Разговор этот не выдуманный, но ничего подобного я не слышала давно, зато несколько раз наблюдала другие, к сожалению, более узнаваемые ситуации: вот в поликлинике женщина долго, раздражённо и очень громко отчитывает своего маленького сына за испачканные брюки, вот ещё одна грубо обзывает за нерадивость свою дочь, остановившуюся посреди тротуара, чтобы завязать шнурки…

Нет, я не собираюсь обсуждать проблемы воспитания — мне хочется поговорить об эмоциональном интеллекте (ЭИ), тем более что несколько раз мы уже затрагивали эту тему и я обещала поговорить об этом подробнее.

Напомню, что наличие ЭИ у конкретного индивидуума означает разумное поведение в эмоциональной области, что подразумевает объединение таких свойств, как осознание и анализ своих эмоций, умение их контролировать, понимание позиций других людей и участливое к ним отношение, способность устанавливать контакты и строить позитивные отношения с окружающими.

Если проще, то “ЭИ — умение управлять собой и отношениями с другими людьми” (Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. М: Альпина Бизнес Букс, 2005, с. 21).

Почему я сначала рассказала именно об общении с детьми… Потому что то, как мы общаемся, как умеем слушать и слышать, по каким алгоритмам эмоционально реагируем на происходящее с нами, начинается и во многом закрепляется в детстве. ЭИ, или EQ, как и умственный интеллект IQ, можно развивать, но изменить закреплённую привычкой/воспитанием/осознанием эмоциональную реакцию на конкретную ситуацию неизмеримо сложнее, чем выучить последовательность действий сложного технологического процесса.

EQ против IQ

В многочисленных статьях в Интернете растиражирована информация о том, что учёные Гарвардского университета оценивают значимость IQ для достижения успеха величиной не более 20%. Первоначального источника этих данных мне найти не удалось, но вот цитата из книги “Эмоциональное лидерство”, характеризующая влияние эмоциональной и аналитической составляющих интеллекта на бизнес-успехи (сравнивается вклад сотрудников в прибыль крупной аудиторской фирмы): “Как оказалось, партнёр, неплохо владеющий навыками самоконтроля, приносил компании прибыль, на 78% превышающую вклад партнёров, не имеющих таких способностей. Подобным же образом сотрудники, чьей сильной стороной являлись социальные навыки, приносили фирме прибыль на 110% выше, чем все прочие, а те, кто великолепно владел навыками самоконтроля, принесли организации колоссальную (390%) добавочную прибыль — в данном случае 1 465 000 долл. за год. А вот сильное аналитическое мышление сотрудников принесло компании только 50% дополнительной прибыли” (там же, с. 265).

А мы с вами уже установили раньше, что с развитым ЭИ можно быть эффективным руководителем проекта, даже не зная основ проектного менеджмента (см. PC Week/RE, № 48/2006, с. 38), а одного только наличия мощного ЭИ может быть достаточно для достижения успеха в переговорах (PC Week/RE, № 35/2007, с. 41).

Из чего же он состоит?

Авторы книги “Эмоциональное лидерство” выделяют четыре составляющие ЭИ лидера.

1. Самосознание, включающее:

  • осознание воздействия своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели, понимание своих главных ценностей и способность интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации;

  • точную самооценку сильных сторон и пределов своих возможностей, способность правильно воспринять критику и посмеяться над своими недостатками;

  • уверенность в себе, готовность браться за трудные задачи, способность решительно выбрать именно тот путь, который соответствует личным ценностям и поставленным целям.

2. Самоконтроль, включающий:

  • способность управлять своими эмоциями;

  • открытость в выражении своих чувств и убеждений, умение признать свои ошибки и неудачи;

  • способность сохранять сосредоточенность и быть энергичным в сложных ситуациях;

  • волю к победе, стремление к совершенствованию;

  • инициативность, умение использовать благоприятные возможности или создать их;

  • оптимизм, позитивное восприятие других людей.

3. Социальная чуткость, куда входят:

  • сопереживание, участливое отношение к окружающим, способность мысленно встать на место другого человека;

  • деловая осведомленность, политическая проницательность, понимание ценностей и правил, определяющих поведение окружающих;

  • предупредительность, стремление создать и поддерживать такую атмосферу в коллективе, которая наилучшим образом обеспечивает максимальное раскрытие способностей и возможностей его участников.

4. Сотрудничество, означающее:

  • способность вызвать отклик и увлечь за собой, вдохновив на реализацию заманчивой цели;

  • умение оказывать влияние на людей, убедительность, харизму;

  • содействие в развитии и совершенствовании других, навыки учителя и наставника;

  • способность обнаружить необходимость в изменениях, инициировать и реализовать преобразования;

  • понимание разных позиций окружающих и умение урегулировать конфликты и разногласия;

  • навыки командной работы, создания атмосферы общности и вовлечения в общее движение к цели.

EQ много не бывает

К сожалению, нарисованный выше образ эмоционального интеллектуала в реальной жизни не встречается. А так хотелось бы поработать под началом лидера, обладающего всеми перечисленными достоинствами!

Сосредоточение полного набора приведенных качеств у одной личности соответствует максимальному значению EQ и так же, как максимальное IQ, нереально. О таком максимуме можно только мечтать, но хотя бы приличествующий развитому обществу уровень EQ хотелось бы видеть у каждого человека.

Если по свидетельству многочисленных исследований именно ЭИ в большей степени отвечает за личный жизненный успех, то почему мы так много времени тратим на развитие умственных способностей и практически не занимаемся совершенствованием эмоционального интеллекта?

Грустно, но первая причина состоит как раз в недостаточном уровне ЭИ, а конкретнее его первой составляющей — самосознания: имеющегося начального уровня должно быть достаточно, чтобы критически оценить реальное состояние ЭИ и заметить ту область, где есть пробелы.

Вторая проблема определяется сложностью и длительностью любых процессов, связанных с изменением эмоциональной сферы. Даже если я осознаю, что уровень моего самоконтроля не соответствует желаемому, преобразовать свои привычные реакции, снизить уровень эмоционального накала в конкретных ситуациях оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.

Третье препятствие состоит в реальности современного рынка. Можно до бесконечности рассуждать о необходимости быть чутким и отзывчивым лидером. Но один мой очень хороший друг не смог сохранить свой бизнес во многом из-за того, что слишком сопереживал окружающим.

И всё-таки именно о развитии ЭИ мы будем говорить в следующий раз.

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.