29 сентября в рамках финальных мероприятий прошедшего в Череповце всероссийского конкурса “Учитель года 2007” школе № 37 этого города было присвоено звание цифровой.

На фоне общего состояния материальной базы российского образования оснащение одной-единственной школы по последнему слову техники многими закономерно воспринимается как показушное, однако официальные лица и непосредственные участники проекта склонны считать, что без первых конкретных шагов образовательная реформа не произойдет никогда.

Цифровая концепция

Череповецкая школа № 37 впервые стала известна широкой общественности год назад, когда ее учитель русского языка и литературы Андрей Успенский победил в главном педагогическом конкурсе страны, благодаря чему это учебное заведение и получило право принимать конкурс в году нынешнем. Сформировавшуюся в ходе подготовки к данному мероприятию идею предоставить лучшим учителям лучшее оборудование впоследствии поддержало множество официальных ведомств и организаций — Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, правительство Вологодской области и фонд поддержки учительства. Непосредственными же исполнителями технического проекта стали три компании: “Аквариус”, поставившая сервер и мобильные решения, Polymedia, выступившая системным интегратором, и “Кирилл и Мефодий” (КМ), обеспечившая образовательный контент.

Итак, что же собой представляет цифровая школа и чем она отличается от школы обычной. Со слов директора Института новых образовательных технологий РГГУ Сергея Кувшинова, проводившего презентацию проекта, цифровая концепция в данном случае выглядит следующим образом. Мультимедийные классы и аудитории для стационарного обучения, интерактивный холл с информационными плазменными панелями для публикации новостей, смарт-фойе с интерактивной сенсорной доской для ввода информации, поливалентный актовый зал с центральным экраном, проектором, камерами, микрофонами и системой голосования для массовых собраний, а также мобильные компьютеризированные классы, которые благодаря беспроводным технологиям можно быстро развернуть в любом месте школьной территории. Всеми этими элементами управляет мощный сервер, поддерживающий административный процесс и предоставляющий доступ к образовательному контенту. Сам контент в исполнении компании КМ состоит из обучающих систем и модулей, электронных коллекций образов, систем тестирования и контроля, развивающих интеллектуальных игр, тренажеров и симуляторов процессов, а также виртуальных экспериментов и лабораторных работ.

В результате, по мнению г-на Кувшинова, цифровая школа дает принципиальную возможность перейти от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время, заменить регулятивные уроки индивидуальными, превратить учащихся из потребителей электронных ресурсов в создателей новых школьных медиабиблиотек, сделать каждую школу элементом единого национального образовательного портала и широко использовать электронный документооборот вместо технологии мела и бумаги.

По заверениям организаторов, ни одно из технических решений не было отобрано и включено в проект по рекламным или маркетинговым соображениям, а всё согласовывалось в дискуссии с педагогическим коллективом, четко сознающим свои потребности.

Общий контекст

Насколько представленная концепция эффективна для образовательного процесса, разумеется, говорить пока рано: учеба в стенах цифровой школы только началась. И соответственно в каком виде может быть использован череповецкий опыт в других школах, станет понятно позже. Организаторы, впрочем, отнюдь не настаивают на универсальности созданной ими формулы, воспринимая свой проект как пилотный, и вынесенный в название материала подзаголовок их презентации (“цифровая школа 1.0”) наглядно это демонстрирует.

Несмотря на отдельные заявления официальных лиц, оснащение череповецкой школы сложно не считать показательным. По словам мэра Череповца Олега Кувшинникова, чтобы капитально отремонтировать обычное школьное здание, нужен год. В школе же № 37 все работы были проведены за три месяца. И это при том, что, по откровенному заверению губернатора Вологодской области (в состав которой входит Череповец) Вячеслава Позгалева, в подведомственном ему регионе в трети школ еще нет теплых туалетов, а в четверти — даже водопровода. Организаторы проекта так или иначе понимают несправедливость этого явного диссонанса, но уверенно настаивают на том, что созданная ими цифровая школа станет катализатором новых технологий в общей системе образования.

Конечно, цифровую школу нельзя рассматривать как совершенно новое явление. Те или иные новейшие технологии уже используются в различных образовательных учреждениях страны. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, недавно ему удалось познакомиться даже с якутской кочевой школой, где дети не только умеют обращаться с оленями, но и активно используют ноутбуки, работающие на солнечных батареях.

Беда в том, что в масштабах России подобные примеры малочисленны, а их опыт пока никак не суммируется. И, быть может, именно такие показательные школы, как череповецкая, будут способствовать изменению общей картины, подталкивая чиновников всех мастей к активным действиям. Как справедливо отметил г-н Кувшинников, если все регионы начнут подобным же образом принимать учительский конкурс, то реформа образования пройдет значительно быстрее и эффективнее.

Разумеется, внедрение новых технологий упирается не только в разработку проекта и поиск источников для его финансирования. По словам г-на Позгалева, он в перспективе планирует реализовать серию подобных проектов по всей области. На это, как он утверждает, не так уж сложно отыскать деньги, но гораздо труднее без ущерба для учебного процесса расселить ремонтируемые школы, найти строителей, которые не выбьются из сроков, а главное — научить самих учителей обращаться с новым оборудованием. Не секрет, что современные дети быстрее начинают разбираться в технических устройствах, но именно учитель является ключевым звеном в образовательном процессе. Если у него нет личной заинтересованности и увлеченности своим делом, то по большому счету не важно, на каком оборудовании учатся школьники. Ведь технологии — всего лишь инструмент.

Впрочем, как мы видим, в Череповце все хозяйственные проблемы (пусть и в единичном проекте) удалось решить в кратчайшие сроки. А по уверениям директора новоиспеченной цифровой школы Дмитрия Кузьмина, его учителя не только с энтузиазмом осваивали цифровую начинку классов, но и выражали возмущение, когда их временно пытались от нее отлучить. Так что более чем справедливым можно, наверное, считать еще одно высказывание г-на Кузьмина о том, что российский учитель XXI века уже откровенно устал, что у него самым крепким пальцем является указательный от обилия содержащегося в нем кальция из мела. И наша система образования гораздо больше готова к информатизации, чем это кажется на первый взгляд.

Ну а что касается разработчиков, то очевидно, что их конкретные усилия вполне можно рассматривать вне политических мотивов. Так или иначе, технологии должны совершенствоваться и обкатываться, пусть даже локально. В противном случае в школах просто нечего будет внедрять, когда государство решит наконец взяться за образование всерьез.

Версия для печати (без изображений)