В последнее время я часто обсуждаю проблемы эмоционального интеллекта (ЭИ) с участниками семинаров, деловых и неформальных встреч. Мои собеседники при этом проявляют самую разную реакцию — от полного равнодушия до активного интереса, выражающегося в настойчивых просьбах предоставить как можно больше информации по данному вопросу.

Демонстративная незаинтересованность первых в большинстве случаев вызвана как раз тем, что уж они-то уверены в высоком уровне своего ЭИ, так что не считают нужным тратить личное время на обсуждение столь очевидных вещей. Ведь все мы, разумные личности, с детства постоянно общаемся с окружающими, а значит, обладаем эмоциональным интеллектом по умолчанию — это вам не таблица умножения, которую надо было выучить наизусть. А если я в жизни чего-то достиг, то про ЭИ знаю достаточно, могу демонстративно поскучать и даже несколько минут поспать, пока обсуждается неинтересная мне тема. И вот на этом стоит немного задержаться…

Помните, в прошлый раз (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=102793) мы обсуждали, почему многие из нас, постоянно занимаясь повышением уровня своего интеллекта и эффективности мыслительной деятельности, практически никакого внимания не уделяют совершенствованию эмоциональных компетенций? Одна из причин этого заключается как раз в низком уровне самосознания (первая составляющая ЭИ): существующего уровня должно быть достаточно для того, чтобы критически оценить реальное состояние своих способностей и имеющиеся недостатки.

Если руководитель постоянно унижает подчиненных, а ваш знакомый абсолютно равнодушен к проблемам окружающих его людей и думает только о себе, то здесь выводы сделать не сложно. Это крайние ситуации. Но теперь я специально приведу три довольно распространенных случая из жизни, которые выглядят вполне нормальными. Вопрос в том, достаточно ли развит ЭИ героев приведенных примеров и нужно ли им поднимать его уровень.

Пример 1: “случай на семинаре/презентации/конференции”. Слушатель, сидящий в первом ряду напротив выступающего, не скрывает скуки, демонстративно зевает, закрывает глаза и засыпает (или делает вид, что уснул).

Пример 2: “ответ на письмо”. В ответ на вежливую просьбу малознакомого человека, которая сформулирована так: “Добрый день! Напоминаю, что для запланированного мероприятия нам необходимы материалы, которые в предыдущем письме Вы обещали прислать. С уважением…”, -- адресат отправляет письмо, состоящее всего из трех слов: “До завтра терпит?”.

Пример 3: “отсутствие ответа”. Очень настойчивому корреспонденту удается получить ответы на свои вопросы от президента компании. Просьба рекламного отдела, обеспечившего интервью, прислать готовый вариант статьи, журналистом игнорируется.

Разберу первую ситуацию, предоставив вам возможность сделать собственные заключения по двум оставшимся.

Итак, доводы слушателя первого примера таковы: “Мне жаль потерянного времени, использую его хотя бы для отдыха” – или: “Мне жаль потерянного времени, пусть выступающий поймет, что он его у меня отнимает и потому заслуживает наказания” (возможны варианты).

Оценка уровня ЭИ: данное поведение свидетельствует о невысоком уровне как минимум двух составляющих ЭИ — сопереживания и сотрудничества.

Сопереживание, участливое отношение к окружающим и способность мысленно встать на место другого человека помогут смоделировать данную ситуацию с точки зрения выступающего: только очень уверенный в себе оратор сможет полностью проигнорировать столь вызывающее поведение слушателя; очень вероятно, что развитие событий в этом случае приведет к затруднениям для него и лишь усугубит его положение. Зритель с высоким уровнем ЭИ по меньшей мере отложит свою оценку до перерыва и выскажет ее, оставшись с лектором наедине.

Способность к сотрудничеству, включающая в себя в том числе и понимание разных позиций окружающих, позволит осознать, что выступление может быть интересно другим присутствующим, а значит, его отрицательная оценка несправедлива.

Предвижу возможные споры, связанные с оценкой уровня ЭИ персонажей приведенных примеров. Некоторые скажут, что это мелочи, никак не свидетельствующие о недостатке ЭИ, а другие согласятся, что даже от своих коллег неприятно постоянно получать письма без подписи и обращения.

Так как же измерить уровень ЭИ, чтобы понять, для каких составляющих он недостаточен, и разработать программу его совершенствования?

По информации компании Equator, в России пока нет стандартизированных инструментов по оценке уровня ЭИ. На Западе, где этой проблемой занимаются не в пример дольше, существует несколько методик для измерения эмоционального интеллекта. Наиболее известные две -- Bar-On EQ-i (Emotional Quotient Inventory, автор Рейвен Бар-Он) и MSCEIT (аббревиатура по первым буквам авторов: Mayer, Salovey, Caruso – и названия: Emotional Intelligent Test).

EQ-i предполагает самооценку испытуемого, что, как мне кажется, ставит под вопрос истинность результатов. Мы уже поняли, что объективность собственной оценки уровня своего ЭИ труднодостижима.

Тест MSCEIT измеряет так называемые эмоциональные навыки путем идентификации, воспроизведения и анализа причин эмоций в конкретных ситуациях.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Однако на мой взгляд, любые системы измерения, основанные на тестировании, особенно в областях, сложно поддающихся оцифровке, вызывают большие сомнения. Тест ограничивает проверяемого рамками приведенных ответов, при этом и сама оценка делается на основании ограниченных вариантов. Таким образом, это либо заведомое вписывание испытуемого в установленные границы, либо высокая вероятность грубой ошибки при принятии решения на базе результатов тестирования.

Так что же делать? Не измерять? Но ведь любое развитие предполагает оценку стартового уровня!

Здесь вижу три пути реализации.

Первый — для любителей тестирования. Подобные тесты уже есть за рубежом, некоторые методики появились и в России, так что с ростом интереса это направление будет активно осваиваться. Правда, такое развитие, несомненно, добавит множество низкосортных поделок — будьте осторожны и, приступая к тестированию, вооружитесь разумной долей скепсиса.

Второй — житейский, состоящий в сочетании мудрого рецепта “спроси совет” и практической аксиомы “в споре рождается истина”. ЭИ проявляется в общении с окружающими — так кого же, как не их, следует пригласить в качестве авторитетного жюри для оценки способностей вашего эмоционального сознания. Вы не согласны с оценкой? Тогда можно поспорить, привести свои доводы, выслушать мнение близких вам людей и соратников по работе, запомнить всё, что было сказано о вашей персоне, и, успокоившись, сделать выводы.

Третий — для самых терпеливых, готовых долго ждать результатов. Известно, что ЭИ развивается по мере взросления и накопления опыта. Если вы не доверяете окружающим или не хотите выслушивать их оценки, то поставьте перед собой задачу наблюдать за ходом развития своего ЭИ и делать выводы. Если вы готовы четко фиксировать события своей жизни, анализировать зависимость их результатов от вашего поведения в эмоциональной области, то у вас есть шанс со временем не только оценить свои способности, но и развить их, применяя полученные выводы на практике.

Первый шаг на пути развития состоит в осознании необходимости такого развития. Считаем, что этот этап мы прошли. Продолжение — в следующий раз…

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.