24 октября в Москве в выставочном центре “Крокус Экспо” начала свою работу выставка-форум “Инфокоммуникации России — XXI век” (“ИнфоКом-2007”), которая демонстрирует возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экономике и повседневной жизни граждан. Учрежденная семь лет назад как ежегодная выставка-отчет Мининформсвязи РФ, нынешняя экспозиция “ИнфоКом-2007” по сравнению с прошлогодней немного расширилась, но все еще существенно уступает по масштабам и представительности конкурирующей выставке “Связь-Экспокомм”.

“«ИнфоКом» — одно из самых ярких и значимых событий для российской отрасли ИКТ, — заявил на открытии форума министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. — Сегодня выставка отражает огромный потенциал отечественной сферы информационных технологий и связи, ее ведущую роль в социально-экономическом развитии государства”.

Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам выставки, в котором, в частности, отметил, что “экспозиции такого уровня и масштаба, как “ИнфоКом”, способствуют росту потенциала отечественной отрасли информационных технологий, оказывают стимулирующий эффект во многих областях науки и производства”.

В первый день работы выставку посетили премьер-министр Виктор Зубков и другие официальные лица. В ходе открытия форума Леонид Рейман и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко провели между двумя российскими столицами сеанс видеотелефонной связи по сетям третьего поколения (3G), построенным компаниями МТС и “МегаФон”.

Традиционно “ИнфоКом” проводится одновременно в Москве и ряде регионов России. В этом году в связи с получением городом Сочи статуса столицы Зимних Олимпийских игр 2014 г. регионом -- партнером выставки выбран Краснодарский край. Официальные мероприятия выставки прошли и в Москве, и в Краснодаре.

В рамках “ИнфоКома” ежегодно проходит тематический форум. В этом году ключевыми вопросами деловой программы выставки стали перспективы развития отечественного высокотехнологичного производства, конкурентоспособность России на мировом рынке ИКТ, а также практика внедрения ИКТ в такие социально значимые сферы, как здравоохранение, образование и ЖКХ.

В текущем году на выставке-форуме впервые сформирована специальная экспозиция, объединенная темой “Технологии для всех” и ориентированная на широкий круг заинтересованных лиц, включающий как профессионалов, так и рядовых пользователей инфокоммуникационных услуг. Предусмотрена также и большая молодежная программа. Впервые в рамках года Китая в России на выставке представлена национальная экспозиция Китайской Народной Республики.

На протяжении всего времени существования “ИнфоКома” специалисты продолжают сравнивать ее с главной телекоммуникационной выставкой страны “Связь-Экспокомм”, которой уже более четверти века. Связано это с традиционным противостоянием двух форумов, один из которых демонстративно игнорировался Администрацией связи страны, а другой явно получал ее максимальную поддержку.

Усилия чиновников, регулирующих сферу ИКТ, не пропали даром: чем больше укреплялся “ИнфоКом”, тем сильнее “проседал” “Cвязь-Экспокомм” — в последние два года это стало особенно заметно. В 2005 г. число экспонентов “Связи-Экспокомма” достигло 872, в 2006-м оно сократилось на 9%, а в 2007-м еще на 20%.

Большинство из этих ушедших компаний пополнили форум “ИнфоКом”, число участников которого в нынешнем году выросло на 10% и превысило 250 экспонентов, или переместились на борт речных судов (см. PC Week/RE, № 18/2007, с. 1), функционировавших параллельно с выставкой “Связь-Экспокомм” на набережной Москвы-реки.

“Мы участвуем в двух ведущих телекоммуникационных выставках страны, “Связь-Экспокомм” и “ИнфоКом”, — сообщила сотрудница одной из крупных российских компаний-поставщиков. — С точки зрения бизнеса для нас, конечно, полезнее “Связь-Экспокомм”, а с точки зрения политики — “ИнфоКом”. Если вы сравните наши стенды, то увидите, что на “Связи” он заметно крупнее, там были три большие переговорные комнаты, а здесь одна маленькая”.

И хотя рынок ИКТ России, по словам Реймана, “зрелый и продолжает развиваться”, а его объем, по оценке министра, вырастет в этом году до 1 трлн. руб., рекламные бюджеты большинства компаний явно не резиновые и чаще всего им приходится выбирать в пользу одной из выставок. И если учесть все рычаги влияния Мининформсвязи — госпрограммы, национальные проекты, технопарки, заказы “Связьинвеста” и т. п., то вполне можно понять тех руководителей фирм, которые склоняются в пользу “ИнфоКома”.

Между тем устроителям “ИнфоКома” все еще предстоит определиться с форматом и тематическим содержанием выставок — что это будет: деловой форум или ИКТ-шоу? В первом случае акцент нужно делать на специалистов и бизнесменов, и нет никакой необходимости свозить на выставку целые классы школьников и создавать игровые зоны, как сейчас. Во втором случае придется мириться с малой долей профессионалов среди посетителей выставки и ориентироваться на вкусы молодежи. Совместить это под одной крышей вряд ли удастся.

Что касается тематического содержания, то для успеха выставки национального масштаба совсем не лишней представляется демонстрация достижений отечественной промышленности средств связи. А их как раз на “ИнфоКоме” и не видно. “Доля российского производства в секторе инфокоммуникационных технологий весьма незначительна -- не больше 1,5%. Такие позиции не соответствуют имеющемуся в России кадровому потенциалу”, — признал Леонид Рейман на открытии делового форума в рамках выставки “ИнфоКом-2007”. И не очень понятно, что мешает Мининформсвязи оказать реальную поддержку отечественным производителям телекоммуникационного оборудования и обеспечить демонстрацию их разработок на профильных выставках.

Версия для печати (без изображений)