Врач, обращаясь к пациенту, вошедшему в кабинет: “За двенадцать лет моей практики я установил, что девяносто восемь процентов пациентов начинают первую фразу со слова “нет”…”

Пациент: “Нет, доктор, ну почему же…”

Приведенный диалог я подслушала в поликлинике несколько лет назад. Тогда я впервые задумалась о том, как часто в своей жизни мы используем отрицания. Не упади, не разбей, не урони, не потеряй — это обычные напутствия, которые мы слышим с детства и с легкостью раздаем сами, снаряжая в дорогу своих близких. Так мы привыкли. А может, срабатывает впитанная поколениями в плоть и кровь боязнь сглазить, произнеся пожелание удачи? Ни пуха, ни пера — это завещали нам еще далекие предки…

Но вот однажды я прочитала книгу, автор которой рассуждал о возможности прогнозирования своего будущего и повышения вероятности развития жизненных событий в нужном направлении.

Он утверждал, что такими способностями обладает любой человек и для этого не нужно овладевать навыками черной или белой магии. Достаточно мысленно подробно представить, как будет происходить важное для вас событие, и не бояться произносить вслух благоприятные прогнозы. Ну, например… “Как только мое успешное выступление закончится, смолкнут восторженные возгласы и аплодисменты, я позвоню тебе, спущусь в кафе на углу, в которое заглядывала вчера (знаешь, там очень милая обстановка), займу столик…”. Чем детальнее и обстоятельнее вам удастся представить и описать желаемый исход событий, чем сильнее вы поверите именно в него, тем выше возможность его осуществления — вы начинаете двигать вероятности в нужную вам сторону!

К приведенным рассуждениям автора книги (его фамилию и ее название не помню) я добавила информацию из статьи, популяризирующей основы нейро-лингвистического программирования. Там как раз приводились данные о том, что, произнося отрицательные напутствия (не разбей — не разлей), мы программируем их исполнителей на негатив (в результате часто разбивается и разливается).

Так вот, проанализировав свое поведение в области советов и напутствий, учтя освоенную информацию, я дала себе установку: отныне никаких пожеланий близким с частицей “не” — только позитив. Казалось бы, что может быть проще? А вы попробуйте! Вместо “не потеряй ключи” — сохрани, принеси домой или дверь откроешь сам… Вместо “не разбей вазу” — донеси ее целой, будь аккуратнее или поставь ее в сервант? Придется расширить используемый запас слов и полистать словарь антонимов…

Но оказалось, самая большая проблема кроется не в нехватке нужных слов, а в укоренившейся привычке в подобных ситуациях произносить именно так, а не иначе.

Есть хороший способ, который рекомендуется для борьбы со словами-паразитами:

Шаг 1. Слушать себя и замечать ошибки (начал слышать — процесс исправления пошел).

Шаг 2. За каждое неправильное слово нужно произнести слово-наказание (оно может быть любым — от “мяу” до “извините”).

Второй пункт данного рецепта в моем случае я преобразовала в обязательство повторять всю фразу в переделанном варианте, не содержащем отрицательной частицы “не”.

Так вот, мне понадобилось почти два (!) года для того, чтобы научиться на автомате все произносимые мной напутствия сразу формулировать в позитивном виде.

Почему я так подробно остановилась на разборе этого примера? Он очень хорошо иллюстрирует тему нашего обсуждения — развитие эмоционального интеллекта (ЭИ). Обнаружить проблему — захотеть ее изменить — постоянно и настойчиво работать, используя любую возможность. При этом следует помнить, что изменения навыков эмоционального сознания не происходят быстро: если для освоения дополнительной информации вам может хватить нескольких дней, то изменение одной эмоциональной реакции с привычной, закрепленной годами на новую потребует многих месяцев.

Итак, чтобы добиться успеха в развитии собственного ЭИ, надо учитывать три главных правила.

  1. Имеющегося начального уровня ЭИ должно быть достаточно, чтобы критически оценить его реальное состояние и заметить ту область, где есть пробелы.
  2. Желание изменить (развить) определенную составляющую ЭИ должно быть искренним и осознанным.
  3. Для развития навыков ЭИ нужно использовать любую возможность, делать это все время, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением в офисных условиях. При этом надо понимать, что требуемое время для приобретения новых способностей ЭИ на несколько порядков больше, чем для освоения любых технологичных компетенций.

Давайте разберем эти правила на примере, относящемся к развитию конкретной составляющей ЭИ — самоконтроля. Предположим, что вам не нравится ваша несдержанность при управлении своими эмоциями. Как вы это установили? Например, проанализировав ход своей жизни, вы обнаружили, что допускаемая вами реакция на высказывания окружающих не способствует вашему успеху ни в карьере, ни в личной жизни (таким образом, реализовано первое правило). Вас это не устраивает, и вы искренне желаете изменить свое поведение в эмоциональной области (сработало второе правило).

Приступаем непосредственно к реализации третьего пункта. Выберите конкретные ситуации в каждой сфере своей жизни. Например:

  • я часто выхожу из себя, когда начальник говорит, что сотрудники моего отдела не справляются со своими обязанностями;
  • я очень раздражаюсь, когда подчиненные не понимают сразу моих объяснений и не могут ответить на простые вопросы;
  • я злюсь, когда мама критикует мои методы воспитания детей;
  • я бешусь, когда мне грубит продавщица в магазине.

Каждая из приведенных ситуаций (назовем их контрольными) вам хорошо знакома, а значит, вы можете вспомнить со всеми подробностями, из-за чего возникает раздражение, как развивается разговор и почему конкретно вас не устраивает полученный результат.

Проанализировав всё перечисленное, вы должны:

  • обозначить признаки начала каждой контрольной ситуации;
  • наметить цель или описать такое развитие разговора, которое будет благоприятным для вас (или ваших окружающих), вашего успеха;
  • придумать конкретные действия, фразы, которые с наибольшей вероятностью приведут каждый случай к нужному вам результату.

Очень важно, чтобы в вашем сознании были точно определены все известные вам приметы начала контрольной ситуации. Образно говоря, обнесите их указателями, сделайте так, чтобы в критический момент в мозгу зажигалась надпись: “Внимание! Ситуация 1, подготовились к варианту А!”.

Если вы хотите, чтобы результат изменений проявился как можно раньше, то упражняйтесь везде, используйте любую возможность дома, на работе, при общении с посторонними.

Эффективность преобразований повышает и выполнение данного себе обязательства: если не получилось сделать правильно, нельзя оставлять ситуацию без изменений, нужно либо исправлять, либо извиняться, либо “лишать себя сладкого”.

Приведенные принципы можно применять для развития любой составляющей ЭИ. На Западе существуют специальные курсы для этого. Продолжительность таких программ развития ЭИ, по мнению Рейвена Бар-Она (именно он впервые ввел обозначение EQ — Emotional Quotient, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта), должна занимать не менее шести месяцев.

Пока я не слышала о подобных курсах в России, но ясно, что не каждый сможет позволить себе такое удовольствие. А совершенствоваться хочется, а успех нужен. Его достижение без развитого ЭИ очень затратно, некоторые психологи утверждают, что невозможно.

Поэтому в дополнение к трем правилам развития ЭИ, озвученным выше, приведу принципы составления программы самоуправляемого обучения. Они, собственно, заключены в определении “самоуправляемое”.

Почему самоуправляемое?

  • САМОуправляемое потому, что в намеченной программе преобразований будут присутствовать только те качества, которые вы сами искренне и осознанно хотите у себя видеть. Это не те ваши недостатки, на которые вам указал руководитель или близкий человек, если вы с ним не согласились или считаете, что они не главные. Это не то, что надо делать, а то, чего вы по-настоящему хотите достичь;
  • самоУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что вы будете использовать любую возможность, развиваться постоянно, не ограничиваясь только периодом работы или нахождением дома;
  • САМОУПРАВЛЯЕМОЕ потому, что анализ самого себя, то есть своих качеств, вы будете периодически проводить заново, чтобы постоянно уточнять свою программу развития.

Так вот, если вы действительно хотите развивать свой ЭИ, то запомните приведенные здесь правила, вооружитесь терпением и непреклонным намерением измениться. Будьте уверенными в удаче, и у вас непременно получится всё, что вы наметили!

А когда достигнете нужного результата, позвоните близкому человеку и посидите с ним вечером в том кафе на углу, за дальним столиком — помните?

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.

Продолжение. Начало см. в PC Week/RE, № 38/2007, с. 40, и № 39/2007, с. 38.