На прошедшей в октябре московской научно-практической конференции “Информационные системы и технологии — ресурс повышения эффективности логистических бизнес-процессов” (в рамках 2-го логистического форума) были обозначены тенденции развития индустрии программных систем планирования доставки грузов. Цель таких систем состоит в предоставлении транспортным диспетчерам эффективного рабочего инструментария, позволяющего снизить требования к их квалификации; повысить прозрачность бизнес-процессов при доставке грузов на основе данных о маршрутах; уменьшить транспортные расходы; контролировать выполнение плана доставки и работу водителей. Помимо решения двух основных задач — планирования и мониторинга доставки грузов -- подобные системы помогают планировать деятельность торговых агентов и анализировать территориальные продажи.

За последнее время на рынке появилось порядка трех десятков коммерческих систем (в большинстве своем зарубежных), позволяющих планировать и отслеживать доставку грузов. Но при этом, например, разработчики программных продуктов фирмы “АНТОР Бизнес Решения” Андрей Климонтович и Дмитрий Любарский утверждают, что им “не известна ни одна реально работающая в России программа планирования доставки западного производства, основанная на использовании электронных карт”. Среди причин, ограничивающих возможности их применения в стране, назывались отсутствие электронных географических карт, русскоязычного интерфейса и внедренцев, а также высокие цены. На этом фоне хорошие перспективы получают новые продукты российских компаний -- производителей программ планирования и мониторинга доставки, представленные фирмами “АНТОР Бизнес Решения”, “Ингит”, “Нова АйТи”, “ТопПлан”, ЭРМА СОФТ.

Последняя обновленная версия системы ANTOR MonitorMaster компании “АНТОР” разработана для GPS/GPRS-мониторинга состояния мобильных объектов (транспорта, грузов, торговых представителей) в реальном времени. Предусмотрена интеграция этого ПО с другой разработкой фирмы — системой ANTOR LogisticsMaster, предназначенной для автоматизации работы транспортных диспетчеров логистических, торговых и производственных предприятий, что позволяет проводить, в частности, сравнение запланированных маршрутов с фактическими, контролировать выполнение планов отгрузок и т. д. Новая версия ANTOR MonitorMaster работает с температурными и иными датчиками. В ней расширен функционал по архивированию информации, что обеспечивает более детальный анализ по мобильным объектам за более длительные периоды. По словам разработчиков, система внедрена в крупных компаниях в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России и стран СНГ.

Компания “Ингит” разработала программу “Ингит: Деловая карта 4.5” для подключения любых баз и источников данных (включая “1С: Предприятие”) к картам. ПО обеспечивает ведение базы данных клиентов, которая автоматически наносится на карту по адресам, сортируется по административно-территориальному и другим признакам с выборками по зонам обслуживания, по близости к пунктам доставки и пр. По размещению клиентов на карте можно выбирать оптимальные маршруты объездов, контролировать протяженность маршрутов с учетом количества клиентов, а также суммарные загрузки, например общий вес или количество мест, соотнося эти данные с грузоподъемностью и вместимостью транспорта. А оригинальная технология расчетов позволяет, по утверждению разработчиков, производить мгновенный расчет маршрутов целого парка автотранспорта для исполнения всего объема дневных заказов.

Фирма “Нова АйТи” предложила логистическую программу “Управление доставкой”. Ее внедрение, как заявляет производитель, позволяет быстро и точно планировать доставку грузов по сотням и тысячам адресов в день. Программа обеспечивает мониторинг подвижных объектов, включает механизмы управления перевозками грузов, автоматического планирования, оптимизации маршрутов доставки.

Компания “ТопПлан” выпустила TopPlan GPS Monitoring — систему способную проводить дистанционный мониторинг и контролировать от одного до нескольких сотен транспортных средств, предназначенную для повышения эффективности управления транспортом и обеспечения безопасности грузоперевозок. Она основана на технологиях GPS и GSM, благодаря чему можно определять местоположение подотчетного транспортного средства (с точностью до нескольких метров), его скорость и направление движения, а также отображать эти данные на карте города. Другая новинка, которую анонсировала компания, — это TopPlan PocketMap: электронная картографическая система для КПК по Санкт-Петербургу. Версия ПО в комплекте с GPS-приёмником может отображать местоположение автотранспорта и его передвижение на карте.

Компания ЭРМА СОФТ завершила разработку и начала внедрение новой версии модуля планирования грузоперевозок “СИТИ-Доставка/ЭРМА СОФТ-2007”, входящего в состав системы “ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ”. По данным авторов этой системы, в “СИТИ-Доставку” добавлены новые и развиты существующие механизмы, обеспечивающие разграничение прав доступа диспетчеров к различным грузопотокам и позволяющие на этапе внедрения “программировать” технологию планирования доставки грузов с учетом специфики бизнес-процессов заказчика. Усовершенствованы импорт-экспорт данных, а интерфейс “СИТИ-Доставки” дополнен возможностью сохранения индивидуальных настроек. В состав программного модуля введена специальная картографическая технология с использованием электронных карт, охватывающих территорию деятельности заказчика: вся Россия, отдельные области и города РФ, страны СНГ и Балтии.

Системы управления доставкой продукции потребителям пользуются возрастающим спросом, что объясняется снижением цен на GPS-приемники, дешевой мобильной связью и простотой передачи информации в диспетчерский центр управления.

Описанные системы управления доставкой продукции потребителям пользуются возрастающим спросом, что объясняется снижением цен на GPS-приемники, дешевой мобильной связью и простотой передачи информации в диспетчерский центр управления. Расширяется и география их применения: пять лет назад они использовались в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь, по данным экспертов, примеры внедрения систем планирования и мониторинга доставки грузов есть во всех городах с населением свыше 1 млн. человек. И если совсем недавно основными покупателями таких систем были предприятия с крупными объемами доставки (от 800 до 5000 точек в сутки), то теперь они работают и в организациях с небольшими или средними объемами доставки (200--500 точек в сутки).

Вместе с тем, по словам г-на Климонтовича, внедрение подобных систем затруднено тем, что очевидные цели оптимизации планирования доставки грузов — минимизация суммарной стоимости доставки, сокращение маршрута и т. п. -- на практике вовсе не рассматриваются, а на первый план выходят такие факторы, как, например, снижение риска срыва своевременной доставки товаров заказчику. Поэтому, по его мнению, приходится прибегать к эвристическим методам планирования. В числе основных препятствующих внедрению факторов называются завышенные ожидания клиентов, требования формализации представленных в “свободном” виде и в большом количестве данных, в том числе субъективных; нарушение диспетчерами целого ряда ограничений; недостаточное владение ПК персоналом заказчика.