Глядя сегодня на софтверного гиганта с годовым оборотом 18 млрд. долл. (а это в три раза больше, чем наша страна получает от продажи вооружений), трудно поверить, что еще совсем недавно, в 1977 г., Oracle была типичным стартапом, созданным тремя молодыми людьми (нынешним главой корпорации Ларри Эллисоном, Бобом Майнером и Эдом Оутсом) под впечатлением от прочитанной в журнале IBM Journal of Research and Development научной статьи о реляционной модели баз данных. Сама компания именовалась сначала Software Development Laboratories, а именем Oracle в то время была названа первая реляционная СУБД, разработанная ею по заказу ЦРУ в 1978 г.

Ошибется тот, кто подумает, что все дальнейшие успехи корпорации были предопределены той самой удачной ставкой на реляционные технологии. На протяжении своей истории ей приходилось не раз выступать в роли первопроходца, делая шаги, которые далеко не всем казались тогда очевидными. Так, в 1983 г. увидела свет третья версия СУБД Oracle, которая впервые была написана полностью на языке Cи. Благодаря этому ее можно было легко переносить с одной программно-аппаратной платформы на другую — от ПК до мэйнфреймов. Пятая версия, появившаяся двумя годами позже, поддерживала самую передовую по тем временам архитектуру клиент -- сервер, а в седьмой (1996 г.) был реализован объектно-реляционный подход, позволивший хранить и обрабатывать в БД любые объекты (тексты, географические карты, видеоролики, аудиозаписи, изображения). В 2001 г. на рынке появилась хорошо масштабируемая технология кластеризации баз данных Oracle Real Application Clusters, а в 2003-м на ее основе была реализована гибкая и легко управляемая архитектура распределенных вычислений Oracle Grid.

Далеко не новичок Oracle и на рынке бизнес-приложений. Департамент для их разработки был сформирован в далеком 1987 г., а уже три года спустя на рынке появились первые компоненты Oracle Applications. Несомненно, сильным шагом был вывод компании в 1986 г. на фондовую биржу NASDAQ, позволивший ей привлекать инвестиционные ресурсы для реализации многих инновационных идей. Как с гордостью отметил на праздновании двадцатилетия этого события Ларри Эллисон: “10 тыс. долл., вложенные в первичное размещение акций Oracle в 1986 г., сегодня превратились бы в 4,082 млн. долл.”.

На быстро меняющемся рынке базовых технологий один игрок, даже самый крупный, не способен поддерживать все направления их развития. Оптимальный путь — покупка молодых фирм, предлагающих лучшие в своем классе решения. Эта практика получила в Oracle широкое развитие в последние три года, когда ею было куплено более 30 компаний разного масштаба. Не будем, впрочем, забывать, что подобный подход имел место и прежде: вместе с приобретенной у корпорации DEC в 1994 г. СУБД Rdb были получены ноу-хау в области стоимостной оптимизации SQL-запросов, секционирования таблиц (partitioning), резервирования и работы с большими объектами. Все они впоследствии получили дальнейшее развитие, в том числе и в последней версии СУБД Oracle 11g.

Особенно плодотворной такая стратегия оказалась в деле построения собственной платформы связующего ПО Oracle Fusion Middleware, начавшегося в 2000 г. с выпуска сервера приложений Oracle 9i Application Server. Сегодня в составе этой платформы есть средства для интеграции приложений и данных (с использованием ПО недавно купленной фирмы Sunopsis), управления бизнес-процессами (Collaxa), мастер-данными, идентификацией пользователей (Oblix, Thor Technologies, Octet String), эффективностью бизнеса и BI (Hyperion, Siebel), информационной безопасностью (Bharosa). Еще одно важное направление, связанное с управлением корпоративным контентом и документооборотом, возникло буквально за последний год в результате покупки компании Stellent.

Всё это существенно преобразило карту технологических решений, предлагаемых сегодня Oracle, что нашло отражение и в программе состоявшейся в начале ноября московской конференции Oracle TechForum 2007. Наряду с привычными секциями, посвященными базам данных, бизнес-аналитике и ПО промежуточного слоя, здесь работали еще две, на которых были представлены продукты для обеспечения информационной безопасности (контроль доступа, противодействие мошенничеству и соблюдение конфиденциальности электронных документов) и управления корпоративным контентом. Столь быстрое и существенное расширение спектра предлагаемых технологий не могло не сказаться и на общем стиле конференции. На ней преобладали доклады специалистов Oracle и ее партнеров, спешивших донести до аудитории суть и предназначение новых продуктов и комплексных решений, появившихся в арсенале вендора. Выступления пользователей в программах секционных заседаний были в явном меньшинстве. Учитывая лавинообразное расширение стека технологий Oracle, такое преобладание “разъяснительной работы” вполне оправданно. Впрочем, при этом есть большой риск оторваться от нужд клиентов и партнеров, которые в какой-то момент перестанут понимать, зачем им необходимы те или иные решения.

По-видимому, такая опасность уже осознана партнерами и заказчиками корпорации, проявившими рекордный интерес к данному мероприятию. По словам организаторов, ими было получено около 2 тыс. заявок, часть из которых пришлось отклонить из-за ограниченной вместимости большого зала Президиума Академии наук. Для Oracle — компании, продающей свое ПО в нашей стране только через партнеров, -- совершенствование работы с ними становится центральной задачей. За прошедший год в партнерскую сеть корпорации вступили 170 фирм из стран СНГ, а общее их число достигло 620. Особое внимание уделяется тем 320 компаниям, что создают и продвигают решения, базирующиеся на технологиях Oracle. В частности, на конференции было объявлено об открытии на площадке компании ФОРС центра Oracle ISV Migration Center, в котором партнеры-разработчики смогут бесплатно тестировать свои продукты и готовить их к миграции на технологическую платформу Oracle с платформ других вендоров.

Возвращаясь к главному имиджевому событию форума — премьере СУБД Oracle 11g, следует отметить, что наряду с присущими такому празднику парадными презентациями участники мероприятия имели возможность послушать доклады, в которых говорилось о практических вопросах использования новых возможностей этого продукта. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно (см. PC Week/RE, № 39/2007, www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103175), но это только начало: учитывая тот факт, что новых функций в данном продукте более 400, работа по их освоению и применению займет не один месяц. Для заказчиков, эксплуатирующих старые версии СУБД и получающих стандартную техподдержку, переход на Oracle Database 11g бесплатен. В настоящее время выпущены редакции продукта для ОС Linux и Windows, но к концу года Oracle 11g будет доступна и на других операционных платформах.

Представляя на Oracle TechForum 2007 новую версии СУБД Oracle Database 11g, вице-президент Oracle EMEA по технологиям Эндрю Сазерленд заявил: “Есть компании, которые для успешного продвижения своих новых продуктов вынуждены разжигать интерес к ним искусственным образом. Другие же отвечают на реальные потребности, критически важные для отдельных людей, бизнеса и общества в целом”. Что ж, столь лестная самооценка вполне уместна именно в нынешнем году, когда Oracle отмечает свое 30-летие.