Технология Business Intelligence (BI) вступила в третью фазу своего развития. Первый этап был связан с появлением систем для формирования отчетности на мэйнфреймах, второй — с распространением информационных хранилищ и средств OLAP (Online Analytical Processing — оперативная аналитическая обработка данных), а нынешний — с расширением круга пользователей инструментов BI. Об этом было заявлено на конференции “Всеобъемлющая бизнес-аналитика как неотъемлемая часть бизнес-процессов”, проведенной аналитической компанией IDC в начале ноября.

Полезные советы

По словам Тома Вавра, директора по программам исследований IDC по региону CEMA (Central and Eastern Europe and Middle East and Africa) , если раньше BI-приложения применяла только узкая группа аналитиков, то сейчас к ним подключаются всё более широкие массы сотрудников предприятий. В связи с этим перед поставщиками систем BI встают новые задачи. “Между аналитиками и рядовыми сотрудниками большая разница, — считает г-н Вавра. — Первые хорошо знакомы с компьютером, умеют искать нужные сведения и их обобщать, а вторые слабо разбираются в высоких технологиях, учатся неохотно и не будут использовать информацию, если она не представлена в нужной им форме. Поэтому рядовым работникам требуются одни инструменты, а специалистам — другие”. По его словам, уже начинают появляться программные средства, упрощающие доступ к BI.

Однако путь к всеобъемлющей бизнес-аналитике не устлан розами. В ходе подключения рядовых пользователей к BI предприятиям приходится решать новые проблемы: интегрировать данные из разных источников, разграничивать права доступа сотрудников к информации, объединять BI-продукты с другими корпоративными системами. Тем не менее г-н Вавра посоветовал с самого начала внедрения BI планировать всеобщий охват, но при этом начинать проект с малого, чтобы избежать многочисленных подводных камней: “Процесс развертывания аналитического решения должен быть циклическим и эволюционным. Нужно действовать поэтапно, не строить громоздкие и жесткие системы, создавать гибкие решения, так как бизнес у компаний меняется, выбрать ключевые показатели KPI и научиться их измерять. Завершив один этап, можно переходить к следующему”. У проектов BI есть и другие тонкости. По словам г-на Вавра, здесь техническая поддержка реализуется не так, как для других систем. Она должна быть длительной, поскольку после внедрения решения нужно помогать пользователям с ним работать и решать возникающие проблемы. Он также подчеркнул огромную важность поддержки со стороны руководства компании и сотрудников, занятых решением бизнес-задач. Впрочем, это справедливо для любого ИТ-решения. Если при его внедрении не учитываются потребности бизнеса и оно не имеет сторонников “наверху”, то внедрение теряет смысл, так как сотрудники просто не будут его использовать.

Эту точку зрения разделяет и Шаку Атре, президент компании Atre Group и признанный мировой эксперт по BI (ее книги переведены на многие языки, в том числе и на русский). Она поделилась практическим опытом, приобретенным в ходе многолетней работы с заказчиками. Г-жа Атре не стала скрывать, что немало попыток внедрения BI заканчиваются плачевно: “Проваливается примерно половина проектов. Составляющих успеха или неудачи очень много, причем далеко не все они связаны с технологией — большое значение имеет человеческий фактор”.

Г-жа Атре посоветовала начать с определения проблемы, которую нужно решить, так как нельзя внедрять аналитическую систему, если заказчик сам не знает, что хочет получить в результате. Она подчеркнула, что такое решение — не волшебная палочка. Чтобы оно принесло пользу, нужно долго работать -- например, с помощью известной методологии Balanced Scorecard разработать показатели эффективности KPI, помогающие понять, достигает ли организация поставленных целей. Нельзя забывать об обучении пользователей. Но, как известно, люди не любят перемен и зачастую саботируют ИТ, поэтому их надо подключать к бизнес-аналитике постепенно.

Последнее соображение становится особенно актуальным теперь, когда технология BI становится всепроникающей. Поэтому г-жа Атре порекомендовала формулировать конкретные задачи и создавать показатели KPI не только для всей организации, но и для каждого подразделения и даже для каждого сотрудника, чтобы в случае возникновения проблемы человек не мог перевести стрелку на других. Однако выполнить это непросто. “Нужна соответствующая корпоративная культура, предполагающая, в частности, что деятельность сотрудников должна быть прозрачной”, — подчеркнула она. Что касается окупаемости инвестиций в BI, то Шаку Атре предложила использовать для расчетов не один, а пять показателей: рост оборота, увеличение прибыли, степень удовлетворенности клиентов, экономия затрат и увеличение доли рынка.

Как известно, проекты BI стоят недешево, и чтобы бизнес-аналитика стала действительно всепроникающей, необходимо снизить затраты в расчете на одного пользователя. Ведущие поставщики в принципе с этим согласны. Например, по словам Сергея Лихарева, директора IBM EE/A по продажам ПО для управления информацией, рынок диктует правила игры и, возможно, они изменятся: “Если вендоры почувствуют, что их продукты слишком дороги для внедрения на тысячах рабочих мест, они, наверное, будут менять схему ценообразования, чтобы сделать свои системы доступными для таких заказчиков”. А Марин Безич, руководитель направления платформ и приложений Microsoft по Центральной и Восточной Европе, подчеркнул, что его компания уже сейчас предлагает недорогие (с его точки зрения) решения.

Однако помимо стоимости ПО немалый вклад в расходы заказчиков вносят затраты на внедрение, сопровождение, обучение и т. д. Поэтому Шаку Атре полагает, что надеяться на особую дешевизну BI не стоит: “Всепроникающая бизнес-аналитика — это демократия, а демократия стоит дорого”. Тем не менее она уверена, что, несмотря на все препятствия, откладывать внедрение BI нельзя: “Многие компании потерпели крах, потому что плохо понимали свой бизнес и решали проблемы методом тыка. Аналитические системы позволят этого избежать”.

Рынок на подъеме

У технологии BI нет четкого определения, точнее, есть, но не одно, а несколько. Также имеется немало терминов, описывающих BI-решения: это и CPM (Corporate Performance Management), и BPM (Business Performance Management), и EPM (Enterprise Performance Management), и многие другие. Как остроумно заметила Шаку Атре, что хорошо усвоила наша отрасль, так это запутывание аудитории сложными техническими терминами. Чтобы прояснить картину, IDC предлагает свое определение BI: это инструменты и приложения для поиска, анализа, моделирования и доставки информации, необходимой для принятия решений. Структура BI-решений, с точки зрения IDC, состоит из трех основных частей: базой служит хранилище данных, поверх которого работают инструменты, позволяющие превратить данные в полезную информацию, и соответствующие приложения, например аналитические модули систем ERP, CRM, SCM, BPM, Financial Analytic и т. д.

Судя по всему, многие зарубежные и отечественные предприятия уже оценили преимущества средств бизнес-анализа. По крайней мере, в последнее время рынок BI стабильно растет как у нас, так и во всем мире. Правда, темпы роста и объемы нашего и зарубежного рынка сильно различаются. По оценке IDC, в 2006 г. во всем мире продажи BI выросли на 10,9%, до 18,4 млрд. долл. При этом сегмент инструментов увеличился на 11%, до 12,8 млрд. долл., а приложений — на 10,7%, до 5,6 млрд. долл.

У нас темп роста продаж гораздо выше — 50,6%, а объем рынка существенно меньше — 45,2 млн. долл. Соотношение между инструментами и приложениями тоже не такое, как в мире. Так, в нашей стране первый сегмент в прошлом году сократился на 15%, до 13 млн. долл., а второй — вырос на 120%, до 32,2 млн. долл.

Аналитики объясняют резкий рост спроса на BI в России тем, что наш ИТ-рынок является развивающимся и не подчиняется тем законам, которые действуют на зрелом западном рынке. Так, по словам Тома Вавра, подъем в области BI-приложений связан с тем, что Россия сейчас находится на этапе активного внедрения ERP-продуктов, в которые поставщики включают всё больше аналитических приложений. Поэтому IDC прогнозирует, что этот сегмент будет расти и в дальнейшем.

Комментируя спад сегмента BI-инструментария, руководитель программы исследования IDC Елена Семеновская рекомендовала считать это не устойчивой тенденцией, а временным явлением, также связанным с особенностями развивающегося рынка. Она уверена, что и в нынешнем году отечественный рынок BI будет быстро расти, поскольку этот процесс стимулируется рядом факторов, таких как большой объем накопленной информации (компании стараются извлечь из нее пользу), рост конкуренции в различных отраслях (BI помогает повысить конкурентоспособность) и первичный выпуск акций на биржу некоторыми компаниями (им нужны аналитические приложения, чтобы отчитываться перед инвесторами). А г-н Вавра отметил еще одну тенденцию: “В России сейчас происходит переход с очень устаревших информационных систем на самые современные, что отчасти связано с наличием больших денег в экономике”.

Опыт первопроходцев

Особым вниманием аудитории пользовались выступления компаний, уже внедривших или внедряющих BI. Дальше других по этому пути продвинулись “Вымпелком” и Альфа-банк, уже не первый год выступающие на форуме IDC. Рассказывая о достигнутых результатах, оба пионера остановились на отдаче от бизнес-аналитики.

По словам Виктора Булгакова, руководителя департамента управленческой информации “Вымпелкома”, инвестиции в его компании BI-проекты окупаются в среднем за три года, а коэффициент окупаемости (ROI) превышает 65%. “Главным показателем эффективности является удерживание клиентов”, — подчеркнул он. Такого же мнения придерживаются и в Альфа-банке. Как сказал его вице-президент Кирилл Лядов, “мы видим самую большую отдачу от BI в работе с клиентами”. А банк ВТБ24, который запустил проект BI недавно, надеется получить отдачу от консолидации процессов подготовки отчетности. “Мы сконцентрировали бизнес-процессы, связанные со сбором информации и созданием отчетов. Раньше в каждом подразделении были люди, которые этим занимались, теперь их число уменьшилось. В результате проект быстро окупится”, — полагает Сергей Анохин, вице-президент ВТБ24.

Опыт заказчиков также говорит о том, что развитие BI-проектов постоянно продолжается. Так, в ближайших планах “Вымпелкома” — повышение качества данных, поступающих в хранилище. “Стоит сделать пару ошибок в данных, и смысл в BI пропадет, так как при работе с клиентами нельзя ошибаться”, — отметил Виктор Булгаков. И хотя компания уже создала для предупреждения ошибок специальную систему между хранилищем и источниками данных, она собирается ее совершенствовать и в дальнейшем. Альфа-банк также занимается улучшением качества данных, запускает очередной проект для выполнения анализа информации по разным клиентам и собирается двигаться в сторону прогнозирования.

Первопроходцы также поделились секретами получения финансирования. “Мы объясняем руководству значение данного проекта с точки зрения инвестиций и отдачи, в первую очередь отдачи, — сообщил Виктор Булгаков. — К этому процессу мы стараемся привлекать сотрудников, занимающихся бизнес-процессами, чтобы они сами рассказывали, что будет означить данный проект для них лично и для компании в целом, и брали на себя обязательство этого добиться”. В Альфа-банке тоже вовлекают пользователей в BI-проекты. “Мы делим бюджет проекта на части для того, чтобы бизнес-подразделения участвовали в расходах и были заинтересованы в результатах”, — заметил Кирилл Лядов.

Что касается “всепроникновения” бизнес-аналитики, то, судя по выступлениям на конференции, российские компании уже делают шаги в этом направлении. Например, в “Вымпелкоме” создан отдел специалистов, которые объясняют пользователям, как им применять данные из хранилища.