Будущее невозможно предсказать — его нужно создавать.
Вы либо наблюдаете, как что-то происходит,
либо определяете то, что происходит.
Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале

Каждый житель Девяти королевств (замечательного сериала "Hallmark Entertainment") слышал рассказы о таинственном Десятом королевстве, которое на самом деле представляет собой наш с вами обычный мир.

Обычный? Ну, это как посмотреть… Среди ваших знакомых есть хотя бы один, кто может досконально, от начала и до конца, описать, как сделать телевизор или построить высотный дом? Вот то-то и оно — колдовство рядом с нами, в привычных для нас вещах!

А бесчисленные параллельные миры, среди которых обязательно есть тот, где события развиваются нужным нам образом? Ведь каждый из нас, не являясь провидцем или волшебником, может выбрать себе подходящий… Только очень часто мы ленимся выбирать, проще ведь отдаться на волю случая!

К сожалению, не знаю, кому принадлежит фраза: “Настоящее — это перевод многовариантного будущего в одновариантное прошлое”. На самом деле это замечательное определение сущности экспресс-обследования! Только грустное оно немного, потому что подразумевает воспоминания об уже неизменном прошедшем. Но мы с вами находимся в настоящем, оценку свершенному будем давать позже, на этапе завершения проекта. А сегодня поговорим об исследовании параллельных измерений с целью выбора наиболее подходящего для решения поставленной цели.

Каюсь, я немного приукрасила постановку задачи, но, согласитесь, что так гораздо интереснее!

Часто под экспресс-обследованием понимается изучение бизнес-процессов организации для уточнения требований к системе автоматизации (оптимизации), для определения целесообразности внедрения новшеств и т. п. Я предлагаю рассмотреть процесс несколько шире.

Практически перед каждым руководителем в современных рыночных условиях встают абсолютно новые задачи, которыми до него в данной организации никто не занимался. Как правило, их приходится решать за короткие сроки и при неопределенных начальных ресурсах. Часто в таких ситуациях в компании нет разработанных стандартов, поэтому выполнение подобных проектов вызывает много вопросов и сопровождается многочисленными проблемами.

Реализацию за короткие сроки при неопределенных начальных ресурсах принципиально новой задачи, для выполнения которой в компании нет разработанных стандартов, можно назвать внутренним стартап-проектом.

Вот перечень таких проектов, которые получили наибольшее распространение:

  • создание нового бизнеса или вывод на рынок нового бренда;
  • открытие нового направления в рамках существующего бизнеса;
  • территориальное расширение бизнеса — организация филиалов и представительств;
  • рестарт бизнеса или направления;
  • укрепление (расширение) позиции компании на рынке (захват значительной доли рынка, повышение узнаваемости торговой марки и т. п.);
  • внедрение новой технологии в компании.

Итак, задача поставлена, но непонятно, как ее выполнить. Для того чтобы оценить возможности реализации, определить, с чего начать и как действовать, проведем экспресс-обследование.

Безусловно, методы экспресс-обследования будут зависеть от конкретной задачи. Однако если еще раз внимательно взглянуть на приведенный перечень стартап-проектов, то можно заметить, что они делятся на два типа:

  • задачи, связанные с продвижением и новыми направлениями бизнеса;
  • задачи, связанные с преобразованиями в компании.

Для каждого из вариантов можно обозначить общие составляющие и конкретные методики обследования.

Начнем по порядку.

Экспресс-обследование для задач, связанных с продвижением и новыми направлениями бизнеса

Мы уже говорили, что в большинстве случаев на решение поставленной задачи имеется очень мало времени. Это может быть связано с конкурентными рыночными условиями, которые ужесточают требования к скорости вывода продукта или освоения нового направления бизнеса. В некоторых случаях ситуация может усугубляться историей развития вопроса. Если задачу (к примеру, усиления позиции компании на рынке) безуспешно пытались решить уже неоднократно (помните — нет разработанных процедур, поэтому непонятно, как делать), то упущено катастрофически много времени, затрачено большое количество средств, нужного результата нет, а значит, скорость реализации приобретает критическое значение для успеха проекта.

Таким образом, на проведение полноценного обследования рынка просто не хватит времени, поэтому обратимся к Интернету. Более 60% необходимой информации можно обнаружить за два-три дня активной работы в Сети, для чего нужно по ключевым словам найти и аккуратно “прочесать” основные аналитические, отраслевые и технологические порталы, посвященные обозначенной тематике.

Что можно найти в Интернете:

  • сайты основных игроков в интересующем нас сегменте рынка. Если продукт, технология или услуга являются уникальными, то необходимо исследовать сайты компаний, нацеленных на тот же сегмент рынка, на который ориентировано и ваше новое направление;
  • отечественные аналитические, новостные и отраслевые порталы, связанные с выбранным сегментом рынка; информационные порталы, посвященные потенциальным потребителям вашей продукции; сайты специализированных компаний, проводящих маркетинговые исследования рынков;
  • зарубежные отраслевые и информационные источники по данной тематике;
  • тематические конференции и блоги, посвященные выбранному вами сегменту или потребностям потенциальных покупателей.

Если имеется бюджет, то часть информации можно приобрести у специализированных агентств. Их легко отыскать в Интернете по тем же ключевым словам. Кстати, для ответа на многие вопросы экспресс-обследования не обязательно использовать новейшие исследования рынка. Немного устаревшие варианты вполне подойдут, а стоимость их гораздо ниже.

Более глубокие обследования рынка требуют проведения дополнительных мероприятий: организации специализированных опросов и исследований, а для этого нужны будут значительные ресурсы и затраты, что для решения стартап-задач не всегда оправданно. К тому же при современной динамике развития рынка его глубокие исследования часто теряют свою актуальность из-за больших сроков их проведения.

Таким образом, мы определились с основным источником информации. Теперь конкретизируем вопросы, на которые мы должны дать ответы в результате экспресс-обследования. Напомню, что речь идет о задачах продвижения существующего или нового направления. Соответственно в ходе исследования надо ответить на четыре ключевых вопроса:

  1. Что особенного вы собираетесь предложить клиентам, чем ваш продукт, технология или услуга будут отличаться от продукции конкурентов и почему потребители обязательно должны им заинтересоваться?
  2. На какие рынки сбыта нацелен проект?
  3. Какие компетенции и профессиональный уровень требуются от команды проекта?
  4. Каковы возможности и перспективы вашего проекта?

Если у вас несколько продуктов или услуг, необходимо определиться, какие из них выбрать для активного продвижения, а какие будут вспомогательными. Это позволит выстроить правильную маркетинговую политику и сэкономить значительные средства.

Для ответа на четыре ключевых вопроса экспресс-обследования надо провести исследование общей ситуации на рынке, целевой аудитории и основных конкурентов; оценить стартовый уровень готовности объектов продвижения; диагностировать уровень готовности компании к началу проекта.

Этим мы и займемся в следующий раз. А потом, если помните, нам предстоит выработать методы исследования для внутренних стартап-задач, связанных с преобразованиями в компании.