Пока два гиганта бьются за будущие настольные системы, над ними все отчетливее нависает китайская тень

В извилистых коридорах Пентагона развернулась настоящая политическая битва за следующее поколение истребительной авиации США. Администрация Буша хочет заменить устаревающие машины этого класса на новые и сравнительно недорогие многоцелевые летательные аппараты F-35 Lightning II с довольно ограниченными возможностями. Военные же настаивают на расширении парка F-22 Raptor — очень дорогого самолета-невидимки, проект которого уходит корнями во времена холодной войны.

Военные специалисты долгие годы наступают на одни и те же грабли, готовясь к “прошлой войне”. История полным-полна примеров того, как сложнейшее и дорогущее оружие оказывалось бесполезным на поле боя, так как создавалось для победы в давно минувших сражениях. Аргументы в пользу F-35 опираются на то, что этот самолет рассчитан на борьбу с боевиками вроде иракских и афганских, от которых, как считают в администрации Буша, будет исходить основная угроза в будущем. А военные доказывают, что F-22 необходим для противодействия растущей военной мощи Китая. И кто из них прав? К сожалению, ответ на этот вопрос даст только грядущая история.

Вопрос выбора направлений развития возникает и в сражении за Yahoo. Так, Microsoft отчаянно старается уберечь этот портал от всесокрушающей машины Google. В сражение за лакомый рынок онлайновой рекламы ценой в 80 млрд. долл. вступили или готовятся вступить и многие другие претенденты с громкими именами: TimeWarner, AOL, Comcast, AT&T, Amazon, eBay... Роль спасителя Yahoo примеряет на себя даже Google.

Но правильно ли они выбрали путь? Чем занимается Microsoft, которая, собственно, и начала войну за Yahoo? Создает машину для рынка завтрашнего дня или пытается одержать победу над Google в битве прошлого? А тем временем участники схватки уже начинают видеть то, чего больше всего опасаются в Пентагоне: растущую мощь Китая. В данном случае — двойную угрозу со стороны компаний Alibaba и Baidu.

Ни один из этих игроков не может рассчитывать на завоевание Yahoo в одиночку, но совместными усилиями они вполне в состоянии нанести мощный удар по глобальному рынку онлайновой рекламы. Подумайте только: выйдя прошлой осенью на фондовую биржу, Alibaba смогла выручить за свои акции почти 1,5 млрд. долл., то есть примерно столько же, сколько и Google. Ей, кстати, принадлежит Yahoo China, а сама Yahoo владеет 40% акций Alibaba, что дает исполнительному директору Джеку Ма полное право занимать достойное место за столом Microsoft -- Yahoo.

Baidu и Alibaba уже сумели затормозить продвижение Google, Yahoo и других американских компаний на огромном и быстро растущем рынке Китая. Не зря ведь Ма любит рассказывать, что бывший исполнительный директор eBay Мег Уитмен провел лето 2005 г. в Шанхае, изучая конкурирующие предложения Alibaba.

Вот только несмотря на доминирующее положение в Китае, обе эти компании по своим возможностям не идут ни в какое сравнение с Google, Yahoo и Microsoft. В 2006-м доход Baidu составил всего 107 млн. долл., тогда как Google заработала 10 млрд. Однако не стоит забывать, что китайская экономика растет со скоростью 10% в год, а это, естественно, ведет к повышению уровня жизни населения численностью 1,3 млрд. человек. В прошлом году оператор связи China Telecom объявил о рекордном количестве абонентов телефонной связи — аж 973 млн. А Интернетом в этой стране пользуется примерно столько же людей, сколько насчитывается во всех Соединенных Штатах, то есть 300 млн., и число пользователей растет. Такой потенциал просто не может не настораживать.

Стоит только задуматься о перспективах родного для Alibaba и Baidu рынка и вспомнить о намерении китайского правительства защищать свою ИТ-отрасль, как сразу становится ясно, что в будущем эти интернет-компании вполне могут подорвать положение американских игроков. С последствиями недооценки противника мы уже сталкивались много-много раз. Вспомним хотя бы события десятилетней давности, когда Yahoo отказалась от бизнес-плана Сергея Брина и Ларри Пейджа, а в результате приобрела мощного конкурента в лице Google.

Сейчас Microsoft подбирает оружие для войны с Google, а другие игроки интернет-рынка рвутся в сражение за онлайновую рекламу. Между тем всем им не мешало бы поглядывать и на Восток. Точнее — на Дальний Восток, где уже подрастают будущие соперники. Если сегодня не воспринимать китайских новичков всерьез, то вполне возможно, что завтра придется вступить с ними в войну — и проиграть ее.