Решение компании Wal-Mart о прекращении продаж компьютеров Everex Green gPC TC2502 с предустановленной системой Linux стало для сторонников свободного ПО одним из самых больших разочарований этого года наряду с признанием спецификации Open XML официальным стандартом ISO. Но если во втором случае имеются вполне веские основания говорить о политике и сопутствующей ей подковёрной борьбе, то для первого никаких утешающих объяснений придумать не получается. Бизнес есть бизнес: если имеется спрос, то предложение обязательно будет. Вряд ли одна из крупнейших в мире торговых сетей откажется от дополнительной прибыли только по причине субъективной нелюбви к Open Source. И за решения компании голосовали не специально уполномоченные лица, на которых можно как-то влиять, а самые обыкновенные покупатели. Причем собственными деньгами.

Впрочем, по этому поводу уже успели высказаться все заинтересованные лица, включая автора настоящей статьи. А аналитическая статья Стивена Воан-Николса “Почему в сети магазинов Wal-Mart не будут продаваться ПК с Linux” (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=108281) полностью раскрывает суть проблемы. Объяснения предложены, ударения расставлены, и теперь речь пойдет о другом.

На продаваемых Wal-Mart компьютерах была установлена система gOS Linux, практически неизвестная российскому потребителю. Отсюда два сугубо прагматичных вопроса. Во-первых, чего именно так испугался массовый западный пользователь? Во-вторых, если система не подошла там, то может быть, мы как-нибудь сможем приспособить её для своих нужд?

Дистрибутив gOS основан на Ubuntu 7.10 Gutsy Gibbon. Он представляет собой LiveCD с возможностью установки на жесткий диск. Программа инсталляции — один в один как у прародителя. То есть простая, понятная и на русском языке (конечно, если выбрать его при загрузке). Каких-либо трудностей не должно возникнуть даже у начинающего пользователя.

У Ubuntu 7.10 Gutsy Gibbon есть одна очень хорошая черта, полностью унаследованная gOS: установленная система прекрасно распознает современные аппаратные устройства, в том числе и адаптеры беспроводной связи. С точки зрения пользователя это означает, что одной головной болью у него станет меньше — все-таки ручное подключение некоторых модулей представляет собой не совсем тривиальную задачу. В этом смысле дружелюбие дистрибутива заслуживает достаточно высокой оценки.

Рабочий стол gOS — Enlightenment. Его внешний вид очень напоминает интерфейс Mac OS X — проще говоря, выглядит очень красиво. Впрочем, это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому обратите внимание на скриншоты. Впечатляет, не правда ли?

К тому же имеется большой выбор средств для дальнейших украшательств интерфейса. В составе дистрибутива -- одних обоев чуть ли не десяток. Учитывая большую любовь обычного пользователя к экспериментам с внешним видом, такое разнообразие обязательно его порадует.

В самом центре рабочего стола — панель для ввода поискового запроса в систему Google. Причем, судя по официальным заявлениям, эта компания не имеет никакого отношения к разработке gOS. Тем не менее значительная часть пиктограмм на панели инструментов отвечает за доступ к сервисам самой главной фирмы Интернета — видимо, разработчик дистрибутива решил немного поэксплуатировать интерес пользователей к этим ресурсам. Разумеется, подобная конфигурация устроит далеко не всех. Но изменение панели — настолько простая задача, что любой пользователь без труда настроит ее так, что она будет максимально соответствовать его предпочтениям.

Имеющиеся на диске разделы Windows доступны сразу после установки системы. Сменные накопители подключаются автоматически — лучший вариант для начинающего пользователя.

Работа с пакетами организована точно так же, как в Ubuntu, что совсем не удивительно — зачем улучшать то, что и так неплохо работает. Можно использовать как консольный apt-get, так и графические надстройки к нему. Правда, по умолчанию включено очень много репозиториев. С одной стороны, это расширяет возможность выбора, с другой — увеличивает вероятность запутаться. Так что сразу после первого запуска системы будет весьма разумно отредактировать этот список.

К русификации особых претензий нет. Отображение и ввод кириллицы поддерживаются сразу после инсталляции. Да и шрифты выглядят вполне пристойно. Разумеется, последнее замечание очень субъективно, и значительная часть пользователей с ним наверняка не согласится.

Но грозит им это всего лишь некоторой дополнительной работой. Проблем с русскими шрифтами в Linux уже давно нет. Если что-то не нравится, то процедура улучшения их отображения прекрасно документирована — никаких сложностей быть тут не должно.

Набор прикладных программ вполне стандартен для систем, предназначенных для настольных компьютеров: браузер, текстовый процессор, графический редактор, интернет-пейджер. Кстати, не все установленные приложения доступны через стандартное меню. Если там не нашлось что-то очень нужное, то можно воспользоваться утилитой “Запуск команды” и набрать имя исполняемого файла в появившейся строке. Ну а если и это не поможет, то к услугам пользователя менеджер пакетов.

Система быстро загружается и так же шустро работает. Конечно, есть и более легкие интерфейсы, но красота требует жертв — для оконного менеджера Enlightenment результат более чем удовлетворительный.

А теперь самое время вернуться к нашим вопросам. Ответ на первый довольно прост: система gOS Linux вполне работоспособна, и единственное, что может испугать пользователя, — это интерфейс, который более привычен владельцам компьютеров производства Apple. Но практика давно доказала его удобство, поэтому никакой объективной основы под такими опасениями нет.

Второй вопрос также не вызовет затруднений. Дистрибутив gOS наверняка понравится людям, широко использующим в своей работе сервисы Google — система фактически уже настроена для их эксплуатации. Ну и, разумеется, не останутся равнодушными любители красивого, оригинального и удобного интерфейса (например, дизайнеры, которые должны сразу произвести впечатление на потенциального заказчика). Тем более, что для этого не потребуется практически никакого труда.