По статистике за одинаковую работу мужчины получают больше денег, чем женщины. Это называется “разрывом в оплате труда” и считается одним из последних бастионов неравенства двух полов в сфере труда.

По данным U.S. Women's Bureau и NCPE (National Committee on Pay Equity — Национальный комитет по справедливой зарплате), рекордной величины этот разрыв достиг в 1973 г., когда женщины получали в среднем 56,6% от заработка мужчины, выполнявшего ту же работу. Это был год десятилетия принятого в 1963 г. закона о равенстве в оплате труда (Equal Pay Act), провозгласившего противоправность действий работодателей, которые выплачивали неравное вознаграждение мужчинам и женщинам, занимающим одну должность и выполняющим одинаковую работу. (В 1963 г. аналогичная цифра составляла 58%.)

В 2007 г. в среднем по всем профессиям женщинам платили 80 центов в расчете на 1 долл. мужской зарплаты (темп снижения разрыва — менее полцента в год) при худшем положении у национальных меньшинств: 64 цента на 1 долл. у афроамериканок и 52 цента -- у испаноязычных женщин.

ИТ-профессии в 2007 г. были более благополучными. По данным Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), специалисты по поддержке компьютеров были ближе всего к ликвидации разрыва: в их среде женщины получали 87% заработка мужчины, выполнявшего те же обязанности. Это национальный максимум среди всех других категорий работников, включая менеджеров компьютерных и информационных систем и программистов (85%), а также администраторов баз данных, специалистов по теории вычислительных систем и системных аналитиков (84%).

При этом, как отмечает Мишель Лебер, председатель организации NCPE, ставящей целью уменьшение разрыва в оплате труда, в начале трудового стажа отличие женских и мужских зарплат, как правило, невелико.

“Неравенство в оплате труда мужчин и женщин, работающих на постоянном месте и полный день, варьируется между отраслями и профессиями, которые зачастую бывают преимущественно мужскими или женскими. Я видела цифры, показывающие, что в ИТ этот разрыв в начале трудовой карьеры очень мал, но с ростом стажа увеличивается”, — сказала Лебер.

Это наблюдение подтверждается исследованием, проведенным в 2007 г. веб-сайтом Dice, предназначенным для трудоустройства ИТ-специалистов. По его данным, женщины в возрасте от 18 до 24 лет зарабатывают почти столько же, сколько мужчины (соответственно 41 700 долл. против 41 722 долл.). На следующем возрастном отрезке от 25 до 29 лет появляется разрыв в 7,6% (55 480 долл. против 60 031 долл.), а после 30 лет разница зарплат составляет как минимум 10%.

Лебер обращает внимание не столько на более узкий разрыв в зарплатах в сфере ИТ, сколько на абсурдность самого факта его существования в ИТ-профессиях.

“Удивительно, откуда он вообще здесь взялся. Ведь это относительно новое поле труда, и сюда приходят люди примерно с одинаковым уровнем образования”, — отметила Лебер, добавив, что во многих других, более старых областях сохраняется груз исторических традиций, которые отражают понятие, что мужчина работает, дабы содержать семью, а женщина — для лишних денег «на булавки»”.

“В ИТ люди стартуют на ровном игровом поле”, — сказала в заключение Лебер.