Вопрос повышения эффективности производства является одним из центральных для большинства современных российских предприятий. Не исключение здесь и металлургическая отрасль, перед которой стоят задачи оптимизации производственной, управленческой и финансовой деятельности, железнодорожных перевозок, а также межфункционального взаимодействия подразделений в масштабе компаний. Большую роль в этой работе играют ИТ-службы, и в первую очередь их руководители. Об особенностях использования ИТ и построения корпоративных информационных систем на металлургических предприятиях научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой рассказали председатель Клуба CIO металлургии, руководитель металлургического направления Группы компаний "Оптима" Евгений Селиванов и директор по информационным технологиям Выксунского металлургического завода Юрий Сарапулов.

PC Week: Сказывается ли специфика металлургической отрасли на использовании ИТ? И если да, то каким образом?

Евгений Селиванов: Отличия отрасли — я имею в виду только черную металлургию — несомненно, существуют, и здесь мне хотелось бы выделить несколько принципиальных моментов. Во-первых, сложная технология сбыта требует создания столь же сложной информационной системы управления им. В металлургии начинает превалировать позаказный сбыт. “На склад”, как это было раньше, сегодня работать уже нельзя. Выпустить продукцию, а потом хранить ее на складе — это слишком дорогое удовольствие и означает только замораживание оборотных средств. Если сравнивать металлургию, скажем, с нефтяной отраслью, то там, напротив, чем больше добыли нефти, тем лучше: закачали ее в трубопровод и продали. А здесь сначала портфель заказов надо составить.

Во-вторых, все предприятия черной металлургии — частные, что требует сложной системы инвестиций, включая разные займы, кредиты и т. д. Здесь нет госпакета, и получение таких инвестиций является заслугой собственно предприятия, в том числе его финансового директора.

Наконец, сама металлургическая отрасль — одна из наиболее развитых в России и использующая самые современные корпоративные информационные системы управления. Именно поэтому на многих предприятиях обязательно есть директора по информационным технологиям, имеющие очень высокий статус. Как правило, там они входят в десятку главных людей компании.

Юрий Сарапулов: К этому хотелось бы добавить, что черная металлургия отличается еще и «длинным» переделом, что непосредственно сказывается на использовании ИТ. В частности, у нас приняты несколько иные подходы к автоматизации, чем в других отраслях. Но главная отличительная особенность металлургии заключается в том, что основу отрасли составляют крупные, как правило, градообразующие предприятия, занимающие большие территории, и представляющие собой с точки зрения автоматизации сложные объекты с большим количеством узловых точек и процессов, к тому же потребляющие большое количество энергии. Задачи синхронизации и оптимизации металлургических переделов, увязки автоматизированных систем в единый комплекс имеют особую важность. Контроль энергоресурсов, управление энергией, включая энергию металлургических процессов, также являются приоритетными направлениями для автоматизации. Как это влияет на ИТ? Это — интегрированные решения по ИТ, сложная инфраструктура ИТ, масштабные информационные сети.

PC Week: Коль скоро ИТ-директора, как вы сказали, имеют такой высокий статус на многих предприятиях черной металлургии, есть ли у них возможность влиять на развитие производства, включая выбор направлений, методики и т. д.?

Е. С.: Несомненно, да. Сегодня их деятельность выходит далеко за рамки простого технического обеспечения. Закупками компьютеров они уж точно не занимаются. А занимаются они тем, что пытаются объяснить своим заказчикам из функциональных подразделений, как улучшится их работа, если те правильно построят собственную ИТ-систему. Или же помогают им написать технические требования для какого-либо проекта. Во всяком случае, ИТ-директор — один из самых продвинутых специалистов предприятия не только в знании корпоративных систем, но и тонкостей ведения бизнеса во всем его многообразии.

Ю. С.: Многое, безусловно, зависит от личности самого ИТ-директора. Если он в состоянии завоевать свой статус, то у него, естественно, появляются серьезные рычаги влияния. Такие директора сегодня во многом определяют ИТ-политику предприятия. Для примера, на ОАО ВМЗ внедряется единая система электронного документооборота в управлении железнодорожными перевозками. Это была инициатива ИТ-дирекции, предложившей объединить вычислительные центры PЖД (я имею в виду Москву), Нижнего Новгорода, станций Навашино и Муром, а также наш заводской ВЦ в единую систему электронного документооборота. Внедрение такой системы даст весомые результаты. Это и ускорение оборачиваемости денежно-финансовых средств, и сокращение простоев транспорта, и повышение эффективности его использования.

По инициативе айтишников проектное управление завода оснащено системой электронного архивирования строительно-монтажных чертежей, САПРами проектировщиков. Это существенно упростило и ускорило взаимодействие с подрядчиками.

Кроме того, в сферу деятельности наших ИТ-специалистов входят вопросы управления бизнес-процессами, включая создание регламентов и их актуализацию.

PC Week: Насколько я знаю, создание систем верхнего уровня (класса ERP) в металлургии практически уже завершено. Системы нижнего уровня, предназначенные для автоматизации производства (АСУ ТП), тоже внедрены и работают. А как обстоит дело с их интеграцией?

Е. С.: Это очень важная тема, которую мы не раз обсуждали на заседаниях нашего Клуба и к которой обязательно на одном из следующих заседаний снова вернемся к ней. На ряде металлургических предприятиях уже есть примеры внедрений, и их обсуждение представляет несомненный практический интерес для всех членов Клуба.

Вместе с тем серьезных MES-систем (автоматизированная система управления и оптимизации производственной деятельности. — Прим. ред.) для металлургов в России до сих пор никто еще не создал. Может быть, есть только какие-то отдельные предприятия, целиком оборудованные западными поставщиками и содержащие все необходимые уровни автоматизации. Но надо сказать, что и на Западе нет полного понимания данной проблемы.

Ю. С.: Я бы ответил так. Лишь та ERP-система полноценна, которая способна не только обеспечить финансовое отражение каких-то операций (закупки, сбыт), но построена на основе методологии MRP (Material Requirement Planning. — Прим. ред.), используемой для планирования производства и запасов. К сожалению, второй составляющей на заводах нигде нет, а это означает, что разговоры о внедрении ERP-систем отдают некой профанацией. Действительно, сегодня многие понимают, что бизнес должен быть эффективным, затраты минимизированы, а значит, средства должны оборачиваться быстро. За рубежом на металлургических предприятиях доля заработной платы в себестоимости продукции в 5–10 раз выше, чем на российских. Как говорится, почувствуйте разницу. Цену на металл мы держим на мировом уровне, а вот зарплату... Почему? Основная проблема заключается в том, что мы не эффективны, и вот эти немыслимые затраты “сжирают” потенциальный фонд заработной платы. А без оперативного мониторинга хода производства, без контроля затрат, без оперативных систем контроля качества и соответствующего анализа не может быть движения в сторону эффективности бизнеса. Сегодня уже все понимают, что без этого нельзя. Но одно дело, когда кого-то заставляют заниматься этим из-под палки, и совсем другое, когда есть инструментарий, чтобы действительно можно было осуществлять мониторинг, контроль и анализ, а на основании полученных результатов вырабатывать корректирующие меры для снижения затрат и повышения эффективности текущего процесса. И для этого необходимо, чтобы все уровни автоматизации агрегатов и производств были интегрированы. К сожалению, реальных успехов здесь мало, и над этим сейчас ведётся работа практически на всех металлургических заводах.

PC Week: Раз уж речь зашла об анализе, то как широко используются системы бизнес-аналитики в металлургической промышленности? И насколько они важны?

Е. С.: Я считаю, что системы отчетности, встроенные в финансово-экономические системы или, если говорить в более общем виде, в ERP-решения, не позволяют наглядно представлять содержащуюся в них информацию. Там есть все необходимые данные, но их нужно оттуда извлечь и показать руководству. Всю необходимую отчетность позволяют строить BI-приложения, интегрированные с ERP-системами. Основной вопрос заключается в том, чтобы определить, что же нужно руководству. Главное, чтобы руководители сами могли сформировать требования к тому, какие им необходимы данные и в каком виде. Но увы, пока что ИТ-специалистам приходится только гадать и предлагать те или иные варианты. Здесь следует отметить, что отчеты, создаваемые ERP-системой, в некоторых случаях, скажем на уровне начальника какого-либо функционального отдела, еще могут быть использованы, но вот для руководителя высокого уровня они совершенно не подходят, поскольку их должно быть огромное количество. Поэтому создаются многомерные кубы, которые представляют данные в том формате, который удобен руководству. И сегодня уже есть примеры реализации таких механизмов, но они еще, к сожалению, единичны, в том числе и у металлургов. Причина в том, что построение специализированных аналитических механизмов – это вопрос не только технический, но и творческий, основанный на понимании бизнеса и способности, в первую очередь, выделить совокупность показателей, эффективное управление которыми и является ключом к эффективному управлению бизнесом. Основа для успеха реализации таких проектов – знание практики успешных внедрений в конкретной отрасли, в конкретной стране. Кстати, центральными темами недавно завершившегося VII заседания Клуба CIO металлургии стали как раз интеллектуальный анализ данных и практические аспекты использования BI-приложений. В рамках обсуждений мы чуть-чуть приблизились к пониманию того, какие практические вопросы и механизмы с точки зрения интеллектуального анализа важны для отрасли металлургии сегодня.

Ю. С.: Сегодня бизнес-аналитика занимает очень важное место в наших заботах. Конечно же, эту аналитику желает бизнес видеть, но дело в том, что он не совсем четко представляет себе, чего хочет. Если попросить руководство сформулировать свои требования, то ответа можно будет ждать долго. В настоящее время в мире существует много различных предложений по бизнес-аналитике, но это всё потенциальный набор, который надо привязать к конкретному производству, к каждой отрасли, каждому заводу и т. д. Прежде, когда на предприятиях не было такого большого ассортимента BI-инструментов, ИТ-специалисты пытались что-то сделать самостоятельно. Но, как правило, эти BI-системы получались куцыми по своему функциональному назначению. На самом деле менеджерам нужно гораздо больше, и эта бизнес-аналитическая составляющая, может быть, занимает всего пятую или четвертую часть их потребностей. А та информация, которая связана с ходом производства, в стандартных BI-инструментах просто отсутствует. И поэтому ИТ-команды на местах дополняют эти стандартные функциональные инструменты какими-то своими модулями, чтобы удовлетворить требования топ-менеджеров.

PC Week: А какие первоочередные задачи стоят сейчас перед ИТ-подразделениями металлургических комбинатов?

Е. С.: Всё зависит от уровня развития предприятия. У кого-то на первом месте стоит задача создания системы уровня ERP, другие этот этап уже прошли и начинают интересоваться бизнес-аналитикой. Но в целом все движутся в одном направлении.

Ю. С.: Задачи можно разделить на три класса. Первый — это то, что мы называем анализом хода производства и качества продукции, осуществляемым параллельно с самим производственным процессом. Именно параллельно, чтобы иметь возможность влиять на него. А для этого необходима базовая автоматизация, которая дает всю необходимую информацию. Нужны также MES-системы и привязка к ним систем мониторинга, бизнес-аналитики и ERP.

Второй класс задач связан с внедрением систем, которые позволяют полностью автоматизировать документооборот. Для меня критерий успешности любой системы — это отсутствие каких-либо рукописных документов: технологических, учетных журналов и пр.

И наконец, третий класс задач касается контроля затрат — это как раз то, о чем я уже говорил.

PC Week: А что вам дает Клуб CIO металлургии? Помогает ли он вам в вашей работе?

Ю. С.: Я сам порой задаю себе вопрос: а зачем мне нужен этот Клуб? Я в жизни многое повидал, являюсь лауреатом Государственной премии, создавал для металлургии многоцелевые управляющие комплексы, которые только сейчас становятся востребованными, хотя делал я это лет двадцать назад. А Клуб мне нужен вот почему. Во-первых, я гражданин России, а не просто работник какого-то холдинга, живущий в рамках коммерческих тайн. Я хочу общаться со своими коллегами, тоже гражданами России. Мы с ними обмениваемся своими ощущениями, опытом, а в ряде случаев и знаниями. Чтобы такие знания получить самостоятельно, мне пришлось бы потратить очень много времени.

Во-вторых, в последние годы на рынок России с Запада хлынул огромный поток различного рода прикладного программного обеспечения. И если не иметь корпоративных стандартов на программные платформы или подходы, то можно просто утонуть во всех этих предложениях. Обмен опытом и знаниями — вот что помогает выработать свой корпоративный стандарт в области ИТ.

И в-третьих, члены нашего Клуба часто ездят в разные страны в командировки, видят различные предприятия и цеха. Сам я весь мир объехать не могу — мне просто не хватит жизни, сил и возможностей. Вот мы и обмениваемся информацией о том, кто что видел. Совсем недавно я прилетел из Китая, где посетил металлургический завод в городе Зинане, что в 500—600 км от Пекина. Это предприятие выпускает 13 млн. т стали в год. Я был в одном из самых современных высокотехнологичных цехов — цехе холодной прокатки. И, естественно, поделюсь со своими коллегами полученной информацией в области автоматизации производства при первой же возможности. То, что я видел там, очень интересно и полезно не только для нашего завода, но и в целом для страны, поскольку у нас много похожих предприятий.

Е. С.: Полностью разделяю это мнение. В работе Клуба главное — общение ИТ-директоров, в ходе которого образуются некие логистические цепочки типа “давайте мы к вам съездим, давайте посмотрим, как это делается у вас”. Кстати говоря, вот такое неформальное общение стало возможным после того, как люди познакомились, поскольку к нам приезжают и сотрудники конкурирующих предприятий.

А в заключение я хотел бы сказать, что сегодня ИТ неразрывно связаны с бизнесом. Любая корпоративная система управления зиждется на наших ИТ-директорах. Без этих систем предприятия просто не смогут работать, а значит, и бизнес напрямую зависит от ИТ-руководителей.

PC Week: Спасибо за беседу.