В последние годы темпы роста сегмента ИТ-услуг в России были весьма высоки, и, по оценкам IDC, в прошлом году его объем составил 4,4 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 47,2%. Предварительный прогноз на следующий год обещал выход на уровень 8 млрд. долл. и повышение доли услуг в структуре ИТ-отрасли до 26%, однако сегодня многие участники рынка сходятся во мнении, что 2009 г. будет весьма сложным для ИТ-отрасли, и проявляют заметную осторожность в оценке даже ближайших перспектив. О том, как оценивают ситуацию в компании “Техносерв ”, входящей, по данным IDC, в тройку крупнейших российских поставщиков ИТ-услуг, с заместителем председателя консультативного совета по финансам и стратегии этой компании Сергеем Харитоновым побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

PC Week: Самая горячая тема сегодня — общемировой финансовый кризис. Ваша компания уже почувствовала его влияние на себе?

Сергей Харитонов: Нынешний кризис будет иметь волнообразный характер, и в полной мере ощутить его влияние и последствия можно будет через полгода-год, а может быть, и два. Пока “Техносерв” чувствует себя неплохо, что во многом связано с особенностью клиентской базы компании. Это прежде всего телеком (сотовые операторы), госкомпании, транспортные предприятия. Все они относятся к тем секторам рынка, которые в силу своей специфики ощущают кризисные явления в меньшей степени. Но это ситуация на конец октября. Многое для нас будет зависеть от результатов пересмотра бюджетов капитальных вложений основных заказчиков.

PC Week: Тем не менее вы наверняка готовитесь к разным сценариям развития событий…

С. Х.: Судя по всему, это будет очень сильный шок для всей ИТ-индустрии в мире. Gartner, например, предсказывает снижение спроса на комплексные ИТ-услуги практически на 50% — это апокалиптический прогноз. Хочется верить, что до этого не дойдет. Но уже ясно, что пострадают капитальные программы, связанные с поставкой значительного количества оборудования и лицензий. В меньшей степени, очевидно, кризис затронет сектор ИТ-услуг, связанных с поддержанием критически важных приложений. Скажем, авиационные компании вряд ли станут тратить на поддержание систем бронирования билетов заметно меньше, чем ранее, даже если у них уменьшится пассажиропоток. А в телекоме, вполне допускаю, на этом направлении может быть и некоторый рост. А вот проекты по модернизации систем или переходу с одних систем на другие, скорее всего, будут поставлены на паузу.

PC Week: Какие факторы, по-вашему, станут определяющими для системных интеграторов с точки зрения выживания в условиях кризиса?

С. Х.: Таких факторов немало. Но в целом ясно, что более устойчивыми окажутся компании, располагающие значительными ресурсами. И я думаю, что кризис послужит дополнительным стимулом к консолидации отрасли. В существенной мере этому будут способствовать и сами заказчики, которые постараются (и мы это уже ощущаем) консолидировать общую базу своих поставщиков, переведя поток заказов на более крупного из них. Их логика в данном случае тривиальна: в условиях неопределенности, дефицита оборотных средств, дороговизны кредитных ресурсов лучше работать с крупным партнером. Поэтому, я думаю, мелкие игроки будут выдавливаться с рынка или попытаются перейти под крыло более крупных компаний. В этом ИТ-отрасль схожа с тем же банковским сектором. Но в данном случае я говорю прежде всего о системной интеграции, связанной с большими поставками оборудования. С консультационными и сервисными компаниями все не так однозначно, поскольку они меньше зависят от внешнего финансирования. Процессы здесь будут идти те же, но выражены они будут гораздо менее ярко.

PC Week: Но в условиях кризиса оказывается немаловажной и гибкость компании, ее способность быстро реагировать на меняющиеся условия. А в этом крупные компании скорее проигрывают небольшим.

С. Х.: С одной стороны, вы правы. Но с другой — что более критично для заказчика? Меньшая гибкость и реактивность в выполнении заказа или риск провала заказа либо его выполнения со значительной задержкой? А еще есть риск, что небольшой и вроде бы более гибкий на уровне бизнес-процессов поставщик будет вынужден радикально пересмотреть стоимость своих услуг в сторону увеличения только потому, что его затраты в условиях кризиса выросли непропорционально в связи с малым объемом операций. Конечно, гибкость и реактивность очень важны для выживания, но я думаю, что надежность исполнения комплексных объемных контрактных обязательств в условиях нарастающих рисков получает более высокий приоритет.

PC Week: В комплексных проектах всегда задействована цепочка исполнителей: сам заказчик, интегратор, субподрядчики, дистрибьютор, вендор. На сегодняшний день уже возникла потребность в корректировке взаимоотношений в этой цепочке? Как, по-вашему, структура этих взаимоотношений может меняться в дальнейшем?

С. Х.: Пока, пожалуй, можно говорить о возникновении общего давления, направленного на снижение цены услуг и поставок и транслируемого от заказчика к вендорам. Это происходит независимо от того, страдает хозяйственный объект от кризиса или нет. Сам кризис — это очень хороший предлог для ценового давления на исполнителя проекта. И тут, конечно, очень многое зависит от переговорных позиций и силы покупателя. Рынок сейчас стал ярко выраженным рынком покупателя. Именно он диктует условия и по ценовым параметрам, и по качественным характеристикам. Поставщику приходится идти ему навстречу. Мы уже испытываем такое давление и точно также транслируем его на своих контрагентов.

PC Week: В каком звене цепочки, на ваш взгляд, есть наибольшие возможности для снижения цены?

С. Х.: Думаю, что большие возможности для снижения цены сейчас есть у поставщиков тяжелых решений. Но тут есть и другой момент: нас всех ждет очень тяжелый 2009 год, и все понимают, что прибыль — не ключевой аспект. Гораздо важнее сохранить сам бизнес. И мы видим, насколько осторожно сейчас подходят работодатели в нашей индустрии к увольнению персонала. Ведь можно сократить штат и таким образом существенно снизить свою затратную часть, а может быть, даже что-то и заработать. Но потом рынок пойдет в гору, и тогда возместить потери в персонале будет очень трудно. Сама прибыль становится тем резервом, который позволяет улучшить ценовые условия для заказчика.

PC Week: Кризис — это не только новые проблемы, но нередко и новые возможности. Помимо укрупнения отдельных компаний, в чем вы видите такие возможности для интеграторов?

С. Х.: Мы — интеграционно-консультационная компания, и могу сказать, что уже есть такие заказчики, которые воспринимают ИТ как реальный инструмент сокращения затрат в краткосрочной перспективе — за полгода, год. Это, конечно, относится не ко всем нашим потенциальным заказчикам, но там, где руководство понимает, что в силу неэффективности бизнес-процессов они теряют очень много и что узкие места можно расширить за счет совершенствования ИТ-систем и внедрения новых приложений, у нас появляется дополнительное поле для приложения сил.

PC Week: Понятно, что государство сохранит свою значимость как один из крупнейших заказчиков ИТ, но развитие ИТ-рынка во многом определяли и другие отрасли. Как, по-вашему, теперь могут измениться отраслевые приоритеты системных интеграторов?

С. Х.: Я думаю, что телеком и транспорт сохранят свою значимость. То же относится и к энергетике — это та отрасль, где мы недостаточно присутствуем, но рассчитываем добиться большего. Нечто интересное будет происходить в банках. С одной стороны, уже сейчас у нас есть основания считать, что процесс консолидации в финансовой сфере будет очень заметным и число потенциальных заказчиков в этой сфере через два-три года сократится. Но с другой стороны, пойдет процесс интеграции информационных систем банков, очень емкий с точки зрения спроса на консалтинговые и интеграционные услуги. Поэтому мы постараемся наращивать свою активность в этом сегменте. Есть потенциал и в нефтегазовой отрасли. Но общеизвестно, что этот рынок занят в основном фирмами, аффилированными с добывающими компаниями, и сейчас трудно прогнозировать, какие тут могут произойти изменения. Вместе с тем мы не исключаем, что по мере оптимизации оргструктур в этой отрасли и продажи обслуживающих их ИТ-компаний будет расчищаться место и для внешних провайдеров ИТ-услуг.

PC Week: А в реальном секторе экономики, который в связи с ростом курса доллара получает некоторую фору, вы ожидаете спроса на ИТ-услуги?

С. Х.: Пока об этом можно говорить лишь гипотетически. Совершенно очевидно, что есть некие средние ниши — лесопереработка, нефтехимия, химическая промышленность, которые колоссально страдали от ревальвации рубля. Это убивало возможности для экспорта продукции со средней степенью переработки. Сейчас ситуация меняется в связи с ростом курса доллара. При этом если внешняя инфляция будет отставать от роста курса доллара, то реально могут сложиться условия для возрождения к жизни достаточно большой прослойки производственных предприятий. Кроме того, девальвация рубля до разумного курса может инициировать процесс импортозамещения, и такие традиционные отрасли, как пищевая промышленность, производство текстиля, строительство, то есть те сектора, которые были бенефициарами в 1998 г., тоже обретут возможность для развития. И тогда мы можем получить ряд существенных клиентов. Ведь этим компаниям тоже нужны ERP-системы, и это только вопрос наличия оборотных средств. Если появятся бюджеты на ИТ, пусть скромные, то дело сдвинется. Для нас СМБ — это тот сектор, где мы хотели бы расширить свое присутствие и для которого у нас заготовлены уже некоторые ресурсы. Но непонятно, насколько весь этот процесс может быть устойчивым. Ведь те эффекты, которые проявились в 1998 г., за два-три года обесценились.

PC Week: Вы затронули тему консолидации рынка. “Техносерв” за последние два года уже прибрел ряд компаний с целью расширения своей экспертизы в перспективных направлениях. Вы готовы продолжать этот процесс и в нынешних условиях?

С. Х.: Любое вложение средств является предметом оценки его экономической эффективности. Еще недавно у всех была иллюзия, что места на рынке хватит всем, и это здорово сказывалось на ценовых ожиданиях компаний, в частности тех, с которыми мы вступали в переговорный процесс. Мы очень четко понимали, что ту цену, за которую их собственники готовы расстаться с бизнесом, мы не окупим. Сейчас достаточно много собственников, с которыми мы не сошлись в цене, возвращаются с совершенно изменившимся взглядом на то, сколько может стоить их бизнес. Разумеется, кризис понизил и наши оценки, но если внутренняя норма доходности у компании превышает 20% при достаточно консервативном сценарии и эта компания может быть интегрирована в группу, может зарабатывать и обеспечит дополнительные предложения нашим клиентам, то дальше вопрос целесообразности ее приобретения сводится к цене. Если удается договориться с собственником, то мы покупаем компанию потому, что существуем в условиях большой промышленно-финансовой группы и имеем на это ресурсы. Кризис не длится вечно, и через какое-то время все вернется на круги своя и возобновится рост. Вопрос только в том, с каким градиентом.

PC Week: Спасибо за беседу.