Прошедший в рамках 2-й Всероссийской конференции “Информационные технологии для автодилеров” круглый стол стал своеобразным заседанием клуба ИТ-директоров. Вопреки ожиданиям устроителя мероприятия, компании AHConferences, в его работе не приняли участие топ-менеджеры автодилерских центров, что не позволило организовать диалог между ними и ИТ-руководителями. Впрочем, данное обстоятельство совершенно не огорчило последних, которые в режиме свободного общения обсудили наболевшие проблемы автоматизации бизнеса, взаимодействия с бизнес-руководителями и, конечно, текущую ситуацию, вызванную финансовым кризисом.

По словам ИТ-директора “АвтоСпецЦентра” Леонида Леина сегодня перед ИТ-департаментами поставлена задача фактически перекрыть существовавший ранее канал, через который поступали все заявки, связанные с потребностями бизнеса, порой бесконтрольные: “В нынешних сложных условиях мы становимся контролирующим органом и пытаемся выполнить эту неблагодарную функцию, требуя доказательств потребностей. Наша цель — прожить, тратя минимум”.

С этой точкой зрения согласны практически все участники, которые считают, что снижение расходов на ИТ, в первую очередь за счет сокращения ИТ-персонала, которое уже начали проводить руководители многих компаний, не может не потянуть за собой снижения качества предоставляемых сервисов. И, как подчеркнул ряд выступавших, надо объяснять бизнесу, что в результате подобных мер неизбежно возникнут проблемы — например, остановится сервер и его смогут запустить уже не через 15 мин, как сейчас, а через сутки.

Отмечалось также, что бóльшая доля ИТ-затрат (до 90%) в автодилерских центрах приходится на оплату услуг провайдеров Интернета и телефонии, и сократить ее просто нереально — нельзя, скажем, взять и отрубить интернет-канал. Можно, правда, немного (не более чем на 10%) сократить трафик или ограничить число сайтов, к которым будут иметь доступ сотрудники, но подобные меры, по мнению ИТ-директоров, проблему не решат.

Не является решением и передача части сервисов на аутсорсинг. Наоборот, как показывает практика, это может оказаться даже еще дороже, и сегодня можно уже наблюдать примеры, когда некоторые компании вновь переходят на самообслуживание.

Согласно многочисленным теоретическим исследованиям, во время кризиса надо запускать новые проекты, использовать это время, чтобы перевести дух, найти ошибки в сделанном ранее. И это отчасти так, убежден Леонид Леин: “В прошлом у нас было довольно много проектов, которые не позволяли оглядываться на текущую ситуацию. Они также не давали нам возможности задуматься, а не много ли мы тратим, не избыточно ли количество сотрудников. Сейчас денег на то, чтобы запускать новые проекты, нет, но зато появилось время подумать и, наверное, скорректировать систему работы. Но, к сожалению, не ясно, сколько времени отпущено на это: полгода мы продержимся, а если два года — то еще неизвестно. Но если время будет, надо его использовать для повышения эффективности системы”.

Участников круглого стола также интересовал вопрос, сможет ли автобизнес в условиях кризиса прожить за счет сервисного обслуживания автомобилей. Как считает независимый эксперт и экс-CIO компании “Панавто” Рашид Амиров, если данному вопросу уделять должное внимание, т. е. принять необходимые организационные меры и использовать соответствующие ИТ-решения, то это возможно. Например, “Панавто” пережила кризис 98-го во многом за счет сервиса, который обеспечивал хотя и небольшой, но постоянный приток денег, подчеркнул он. В такой же ситуации, по его словам, была и компания “Рольф”.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что ситуация за прошедшие десять лет изменилась, особенно это заметно в сфере ИТ. “В 1998-м в компаниях было, как правило, по одному системному администратору, который и программировал, и настраивал, и устанавливал, и покупал необходимое ПО. А сейчас вся эта система требует колоссальных затрат, поэтому нужно в первую очередь думать, как оптимизировать бизнес, изменить бизнес-процессы”, — считает Леонид Леин.

Как всегда на мероприятиях с участием ИТ-директоров, на круглом столе активно обсуждалась роль CIO. Было отмечено, что в автодилерских компаниях в отличие, например, от финансовых и банковских организаций он в основном по-прежнему рассматривается в качестве руководителя вспомогательного подразделения, обеспечивающего потребности бизнеса.

Причем, как отметил Рашид Амиров, здесь всё очень сильно зависит от самого бизнеса — готов ли он понимать необходимость ИТ или нет. “Вложения в ИТ реально прибыли не приносят, — сказал он. — ИТ не является конкурентообразующей составляющей бизнеса, это просто один из компонентов, который либо есть, либо его нет. И если бизнес развивается, то ИТ у него должны быть. Если топ-менеджеры это понимают, то такие компании кризис переживут. А если нет, т. е. выделяют средства на ИТ по остаточному принципу, то здесь бесполезно что-либо объяснять. И тогда CIO нужно задуматься о смене места работы”.

Выход из сложившейся ситуации участникам круглого стола представляется стандартным — нужно убедить бизнес в необходимости ИТ. А для этого руководителю ИТ-службы любой компании нужно говорить с руководством самой компании на одном языке — языке цифр и бизнес-процессов. Если CIO хорошо и глубоко понимает бизнес-процессы компании, причем все, а не только те, которые непосредственно связаны с ИТ, то симбиоз ИТ и бизнеса будет успешным. И тогда ИТ-отдел будет развиваться и способствовать развитию компании в целом. Вот что сказал по этому поводу руководитель ИТ-проектов в автомобильном холдинге РРТ Александр Попов: “Если глава ИТ-службы ограничивает свою деятельность решением только узкого круга вопросов — чтобы серверы и service desk работали, а условия SLA выполнялись, то отношение к его подразделению будет примерно таким: “Это ребята, которым мы платим деньги, а они меняют нам картриджи”. Но я считаю, что в таком случае и сама компания не будет быстро развиваться, поскольку ряд преимуществ ей может обеспечить только использование ИТ”.

При этом многие участники обращали внимание на тот факт, что в нынешних условиях, когда объемы продаж автомобилей и соответственно валовой доход падают, возрастает значимость сервиса, он становится “дойной коровой”, от которой зависит доходность всего бизнеса. Поэтому сегодня сервису нужно повышать свою конкурентоспособность и бороться за клиента. В таких обстоятельствах, как считают многие ИТ-директора, им будет легче убедить руководство в том, что повышение качества сервиса напрямую зависит от использования ИТ.

Более того, было отмечено, что уже есть случаи, когда наблюдается обратное движение, т. е. когда сам бизнес становится инициатором реализации того или иного ИТ-проекта. Как рассказал Александр Попов, руководитель сервисной службы их компании обратился к ним с просьбой создать полуинтеллектуальный планировщик записей на сервис, который позволит рассчитывать, когда исходя из намеченных работ лучше всего и на какой подъемник поместить машину, чтобы уменьшить время подъемов-спусков и чтобы вообще машина как можно меньше стояла в дилерском центре.

Так что процесс пошел. Но что будет в итоге — покажет время.