Наверное, беда объединяет людей, а успех — не способствует сближению. Пятый всероссийский форум “ИТ в финансовом секторе” собрал на редкость полный зал представителей финансовых организаций в тяжелый для них период кризиса и его непредсказуемых последствий.

Финансовый кризис повлек за собой изменение стратегических целей бизнеса, заставив оперативно перестраивать тактику ведения дел. Задача сокращения расходов сегодня решается за счет уменьшения числа сотрудников, сворачивания инвестиционной деятельности, изменения кредитной политики и других мер, а также путем пересмотра текущих ИТ-проектов в банке. “Когда проектов не два-три, а, например, пятьдесят, встает задача переоценки их важности и расстановки приоритетов”, — говорит Сергей Вихров, директор департамента информационных технологий и платежных систем Бинбанка. Переосмысление проектов подразумевает оценку каждого из них с точки зрения финансовой привлекательности ожидаемых результатов, того, насколько проект отвечает новым целям компании, какова его стоимость и насколько велик риск провала при текущих ресурсных ограничениях, пройдена ли точка невозврата. Правильно расставленные приоритеты проектов позволят быстрее адаптироваться к новым рыночным условиям, не потерять доверие к ИТ-команде со стороны руководителей банка.

Особенную роль в период кризиса приобретает человеческий фактор, готовность людей к изменениям, понимание ими текущих бизнес-целей. Экономия бюджета, считает Сергей Вихров, может быть достигнута и за счет применения новых технологий, в числе которых рекомендуемые Gartner мультиядерные системы, социальные сети, технологии виртуализации, “облачные” вычисления.

Кризис привел к смещению акцентов банковского бизнеса с одних задач на другие. Например, в розничном бизнесе остановлены или ограничены процессы кредитования, а больше внимания уделяется работе с клиентами по сбору задолженностей. Это, в свою очередь, замораживает одни и инициирует новые ИТ-проекты. Именно по такому пути пошли в банке “Финсервис”, где в сентябре была приостановлена выдача кредитов и встала задача возврата уже выданных. С этой целью была организована внутренняя коллекторская служба банка и в условиях отсутствия дополнительного финансирования, а также материальных и людских ресурсов создана система управления портфелем просроченных задолженностей на базе MS Excel. По словам Кирилла Бойцова, начальника управления развития и внедрения департамента банковских технологий “Финсервиса”, этот проект позволил сократить объемы просрочек и наладить работу с коллекторскими агентствами. В будущем, отметил он, планируется перевести коллекторскую систему банка на платформу MS CRM.

Кроме того, ИТ-службы в ходе слияния/поглощения банков вынуждены решать задачи интеграции инфраструктуры, создания единой системы классификаторов и справочников, стандартизации бизнес-процессов, исключения дублирующих систем и данных, избавления от устаревших решений, объединения критически важных приложений и многие другие. В мае нынешнего года подобный проект был развернут в “УРСА-банке”, крупном региональном учреждении, созданном в результате объединения “Сибакадембанка” (Новосибирск) и “Уралвнешторгбанка” (Екатеринбург). В конце 2008 г. планируется завершить первый этап — переход на единую АБС. Концептуальная архитектура объединения внешних и внутренних сервисов строится на базе интеграционного решения IBM WebSphere Message Broker.

Обсуждение текущих последствий кризиса состоялось и за круглым столом, которым завершился форум. Подводя итоги дискуссии, Ярослав Медокс, директор департамента развития информационных систем банка “Ренессанс Капитал”, резюмировал: кризис остановил процесс экстенсивного развития российских банков, привел к замораживанию крупных инвестиционных проектов и пересмотру приоритетов всех остальных. Банки сфокусировались на отладке и мониторинге существующей ИТ-инфраструктуры, особенно в сфере управления ЦОДами, серверными центрами, то есть на еще недавно второстепенных, а теперь критически важных участках, а также на технологиях виртуализации и консолидации приложений как средствах сокращения издержек. Критически важным для бизнеса проектом, не подлежащим замораживанию, единодушно признан апгрейд аппаратных средств. Собравшиеся отметили, что экономия подвигает сегодня банки решать ряд задач (интеграции, сбора задолженностей по кредитам и пр.) своими силами, что напоминает ситуацию 90-х годов, когда в ходу были самописные системы. Для тех же, кто обладает мощной операционной базой, но по какой-то причине свернул свою деятельность, есть возможность предложить свои услуги по аутсорсингу этих мощностей.

Кризис затронул и отношения с подрядчиками в части пересмотра набора предоставляемых услуг и стоимости сервиса. Поставщики решений переориентировались с предложений, направленных на развитие бизнеса, на решения по оптимизации затрат.

Продемонстрированные на форуме примеры новых инициатив, активного участия банковских ИТ-служб в перестройке технологической политики под новые рыночные условия должны быть сегодня особенно интересны тем, кто еще занимает выжидательную позицию, ограничиваясь простым сокращением штатов. Сегодня это путь в никуда.