ИТ-аутосорсинг — понятие довольно широкое и многогранное, поэтому можно сказать, что в той или иной мере предоставлением подобных услуг заказчикам занимаются многие подразделения группы компаний “АйТи”. Но среди них есть такие, которые изначально специализируются в этой сфере. С их руководителями — директором центра “Персоналити” Ириной Мазуровой и директором департамента технической поддержки и аутсорсинга Вячеславом Ермоловым беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Почему в структуре “АйТи” два специализированных подразделения по аутсорсингу? Как разделяются ваши функции?

Ирина Мазурова: Два подразделения — потому что аутсорсинг имеет разные направления и разные формы реализации. В содержательном плане центр “Персоналити” ориентирован на реализацию проектов, из которых примерно 80% связано с внедрением или расширением систем на базе ПО SAP. Согласно классификации той же IDC, проектные работы вообще не подпадают под определение аутосорсинга. Однако мы при выполнении проектов используем метод аутсорсинга персонала (outstaffing), когда клиент получает от нас команду специалистов-исполнителей, но ответственность за руководство проектом оставляет за собой. При этом мы широко используем вариант договоров по схеме лизинга персонала, которая изначально предусматривает возможность зачисления наших сотрудников в штат компании-заказчика по истечении оговоренного срока. Таким образом, мы вполне легально решаем очень важную проблему “подпольного перетаскивания” заказчиком нужных ему специалистов из проектной команды.

Классическая структуризация ИТ-аутсорсинга выделяет три уровня: ресурсный (в том числе персонала), сервисы для ИТ-инфрастуктуры и сервисы бизнес-приложений. “Персоналити” в такой схеме занимает “ресурсный” уровень, но мы сейчас стараемся больше работать по сервисной модели.

Вячеслав Ермолов: А мое подразделение — это как раз сервисный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, аппаратных средств, ПО, сетей и пр. Хотя я должен подчеркнуть, что в “АйТи” есть и другие направления аутсорсинга — например, компания “Аплана” занимается разработкой заказного ПО, а “Академия АйТи” предоставляет образовательные услуги.

PC Week: Повлиял ли кризис на спрос на ИТ-аутсорсинг? Что нового появилось в спектре аутсоринговых услуг за последнее время?

В. Е.: Я бы не стал говорить о том, что спрос резко увеличился или уменьшился. В кризис основной задачей предприятий стало сокращение текущих расходов, и пересеклись две противоречивые тенденции: желание повысить эффективность ИТ-затрат за счет использования внешних услуг и одновременно снизить внешние расходы. Сейчас “пожарный” этап кризиса закончился, и компании начинают работать, имея в виду досрочные перспективы, к тому же у них заметно повысился интерес к широкому использованию аутсорсинга, более того — они ведут активную подготовку к этому.

Должен сказать, что раньше в качестве ключевого аргумента в пользу применения сервисного аутсорсинга приводился довод о возможности снижения затрат заказчика. Но это было на самом деле не совсем так. Многих крупных клиентов волновала не экономия денег, а возможность получения гарантированного сервиса более высокого качества и избавления от проблем управления вспомогательными по отношению к основной деятельности задачами. Вопросы экономии средств выходят на первый план только сейчас. Так что если говорить об новых тенденциях, то в нынешних условиях предприятия явно готовы идти на снижение гарантированного уровня сервиса SLA (например, по времени восстановления или ремонта) при одновременном уменьшении стоимости услуг.

Другой любопытный момент, совсем не связанный с кризисом, — появление заметного спроса на услуги по сопровождению “самописных” приложений. Ситуация очень простая — разработчики таких программ увольняются, а само прикладное ПО нужно постоянно модернизировать. Это направление услуг сейчас заметно набирает популярность, в том числе в государственном секторе, где имеет огромное число ведомственных разработок. Скажем, мы недавно закончили большой проект такого рода в “Роснедвижимости”.

Мы видим сейчас повышение востребованности таких вроде бы простых вещей, как обеспечение гарантийного обслуживания и ремонта. И еще сегодня очень актуальной задачей является само описание ИТ-инфраструктуры с целью ее стандартизации, составления каталога сервисов, с тем чтобы в том числе решить, какие сервисы можно отдать на аутсорсинг.

PC Week: А кто в России является арендатором персонала?

И. М.: Центр “Персоналити” работает на рынке уже почти пять лет, и первыми нашими клиентами были российские представительства западных компаний, для которых такая модель организации ИТ-служб является хорошо опробованной и зачастую зафиксированной в качестве корпоративного стандарта. Но сейчас очень быстро растет спрос со стороны отечественных организаций. В основном это крупные территориально распределенные компании со сложными бизнес-процессами (например, ЛУКОЙЛ, “Роснефть”, “Аэрофлот”). У них имеются весьма значительные ИТ-бюджеты, но все же они хотят оптимизировать свои ИТ-расходы, и это желание в нынешних экономических условиях только усиливается.

В. Е.: Если говорить о сервисных услугах, то для нас эти две категории коммерческих компаний являются очень важными. Но кроме них я бы отдельно сказал о государственном секторе, который по сути своей стремится использовать для обслуживания внешние структуры. В отраслевом плане наиболее востребован аутсорсинг в банковской сфере. За последний год мы также видим очень заметное повышение спроса со стороны энергетических компаний.

PC Week: Поставляя персонал другим, вы должны постоянно формировать собственные кадры. Как вы это делаете?

И. М.: За время нашей работы мы отстроили четкую схему формирования проектных команд. Основной источник кадров — это студенты старших курсов ведущих вузов: МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ, которые готовы работать по графику полного рабочего дня.

Например, нам нужно сорок SAP-консультантов для реализации проекта в течение девяти месяцев. Мы готовим такую команду за один месяц. Прежде всего мы определяем профиль успешного кандидата под данный проект с учетом пожеланий заказчика. Сам отбор проводится в два этапа. Сначала на основе резюме определяются не менее 200 кандидатов, из которых в течение недели мы отбираем около 120 человек в нашем оценочном (аssessment) центре. Потом мы их приводим к заказчику, который проводит собственную оценку и формирует проектную команду — 40 основных и 10 запасных специалистов. Все они потом проходят месяц интенсивного обучения по SAP и по предметной области внедрения. Всё — команда готова к работе.

PC Week: Какие вопросы развития своего бизнеса вы сейчас считаете наиболее актуальными?

В. Е.: Одна из важных задач, стоящих сегодня перед ИТ-отраслью (как для заказчиков, так и поставщиков услуг), — это стандартизация услуг, формирование каталогов сервисов. Имея такие каталоги, нам будет проще продвигать свои услуги, а клиентам — понимать спектр предложений на рынке и принимать решение об использовании аутсорсинга. Мы сейчас заканчиваем формирование собственного каталога услуг. Для себя мы сегодня одной из главных задач считаем необходимость снижения стоимости предоставляемых сервисов на основе оптимизации собственной работы, в том числе за счет ее автоматизации.

PC Week: Что можно сказать о конкурентной ситуации на рынке ИТ-аутсорсинга?

В. Е.: С первых месяцев года началось резкое снижение цен на услуги. Это видно на примере проводимых тендеров, в частности для государственных заказчиков. В ходе тендера цены порой опускают в пять раз по сравнению с начальным уровнем. Это объясняется выходом на этот рынок какой-то большой новой категории игроков, судя по всему — из регионов. Возможно, это сервисные компании, решившие расширить географию своих интересов, а может быть, это поставщики оборудования, которые в условиях снижения потоков поставок захотели заняться новыми видами деятельности.

Трудно сказать, насколько высоким окажется качество этих услуг — это будет понятно в течение ближайшего года, но то, что ценовой фактор сейчас является важным для принятия заказчиком решения, — это однозначно. В то же время должен сказать, что уже в ближайшее время клиенты, в первую очередь из числа коммерческих компаний, будут ужесточать требования к исполнителям — в частности, в плане подтверждения квалификации, наличия опыта работы и финансовой устойчивости.

Что касается западных конкурентов, то разговоры о том, что скоро придут большие зарубежные игроки и местные провайдеры останутся не у дел, ведутся уже давно, но ничего такого пока не произошло и вряд ли произойдет. Да, число контрактов, получаемых международными компаниями, увеличивается, но реально в их реализации участвуют на субподряде отечественные фирмы.

PC Week: Спасибо за беседу.