В этом году отечественная общеобразовательная школа отмечает два весьма важных юбилея: 50 лет назад, в 1960-м, в ней появился факультативный курс “Вычислительная математика и программирование”, а 25 лет назад, в 1985-м, по инициативе Академии наук СССР был введен обязательный курс “Основы информатики и вычислительной техники”. Таким образом, общая информатизация российских школ насчитывает как минимум четверть века.

Какой же путь был пройден за это время? Ответ на данный вопрос в некотором смысле попытался получить ВЦИОМ в своем тематическом исследовании, которое проводилось с мая по июль текущего года. Чтобы оценить, насколько успешным оказалось проникновение в школу ИТ и какова общая удовлетворенность результатами этого процесса вовлеченных в него людей, были опрошены три группы респондентов: администрации учебных заведений и чиновники от образования; учителя информатики и других предметов; родители и выпускники. (Что характерно, самих учеников спрашивать не стали, посчитав эту группу нерелевантной.)

Как уверяет директор по развитию ВЦИОМ Максим Муссель, его организация ставила перед собой три конкретные задачи: изучить, насколько полученные в школе знания в области ИТ применяются и помогают выпускникам в жизни, оценить состояние школ с точки зрения оснащенности информационными технологиями и их использования, а также выявить проблемы, возникающие в ходе информатизации.

Выводы исследования даже с натяжкой сложно назвать неожиданными, тем не менее упомянем здесь основные.

Как и следовало предполагать, респонденты, а за ними и исследователи считают, что информатизация не должна ограничиваться компьютеризацией. Даже учителя информатики склонны делать акцент на внетехнических составляющих процесса — модернизации за счет ИКТ программ преподавания других предметов и повышении ИТ-квалификации всего учительского состава. Иными словами, компьютер сам по себе — не более чем средство; важны люди вокруг него.

Следующий вывод ВЦИОМа: респонденты уверены, что информатика является сегодня предметом первостепенного значения и одним из условий успешной социализации ребенка в обществе. То есть предмет информатики перестал быть изгоем, и его ставят в один ряд с главными дисциплинами прошлого (например, математикой). При этом, безусловно, подразумевается, что получаемые навыки ученик в полной мере сумеет применить в реальной жизни. (Привет сторонником тотального внедрения в школах СПО.)

Главные итоговые выводы исследования должны пролиться бальзамом на души наших профильных чиновников: электорат доволен и революции не жаждет. Большинство опрошенных, которым, правда, напомним, за партой сидеть уже не приходится, уверены, что современная образовательная программа по информатике в полной мере удовлетворяет требованиям времени. Более того, общий процесс информатизации школы, как считают родители и учителя, развивается поступательно и вполне успешно — любые кардинальные изменения затормозят его и отбросят на несколько лет назад.

В общем, по всем признакам члены ЦК КПСС и Совета министров СССР, принявшие 25 лет назад судьбоносное решение, должны бы остаться удовлетворены.

Только вот не дает покоя вопрос, что же само молодое поколение думает о школьной информатизации. На обсуждении исследования ВЦИОМ всплыл весьма интересный факт. По словам ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова, в этом году во всех школах Москвы десятиклассникам было задано сочинение по литературе с некоторым новшеством: его разрешили написать двумя способами — по старинке (от руки) и на компьютере (причем с использованием программ проверки грамотности). Воспользоваться новыми технологиями пожелало меньше 1% учащихся.

В связи с этим хотелось бы выяснить: именно на таком уровне находится уверенная компьютерная грамотность столичных учащихся? Или подростки, чьи познания в области ИТ по общим наблюдениям гораздо превосходят учительские, с недоверием относятся к рапортующей об успешной информатизации школе?

И в том и в другом случае картина далека от идиллической.