Некоторые эксперты считают, что в настоящее время хайп (ажиотаж) вокруг решений для роботизации бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) превышает хайп вокруг технологий искусственного интеллекта. Однако подтвердить или опровергнуть это утверждение едва ли возможно. По той простой причине, что общепринятых числовых оценок уровня хайпа нет. А вот оценки объемов рынка есть.

Так, по оценкам HFS Research, глобальный рынок RPA-решений, хотя и замедляет темпы роста, но все равно растет и будет расти заметно быстрее, чем ИТ-рынок в целом: 72% в 2018 г., 44% в 2019-м, 32% в 2020-м и так далее... Обратите внимание: рынок RPA складывается из продаж программных продуктов (платформ) и услуг по доработке (адаптации) этих продуктов под нужды конкретных пользователей. Поэтому неудивительно, что разработкой и внедрением этих продуктов, как правило, занимаются компании, работающие в области делового консалтинга и оптимизации бизнес-процессов. В качестве примеров можно привести открытие ведущей американской RPA-компанией Automation Anywhere магазина ботов Digital Workers и создание фирмой «Аплана» «кадрового агентства» отечественных программных роботов. А в январе Navicon объявила о том, что объединит RPA, системы распознавания и чат-ботов в одном стеке продуктов. Примеры такого рода можно продолжить...

В марте этого года вице-президент GMCS Сергей Осипов, выступая на очередном заседании Комитета АПКИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии, отметил, что в мире разработкой и внедрением RPA-решений занимаются сотни компаний, но почти три четверти этого рынка принадлежат всего трем RPA-лидерам. Причем один из них прилагает значительные усилия по локализации своих продуктов и освоению российского рынка.

Вот ещё несколько цифр, свидетельствующих о росте популярности обсуждаемой технологии. Из прошлогоднего исследования Deloitte «Robotic process automation (RPA) trends and to-do list for scaling across the enterprise, The 3rd Annual Global RPA Survey Report», в ходе которого было опрошено 400 крупных компаний из различных отраслей, следует, что 53% опрошенных компаний уже используют те или иные RPA-решения, а за два года этот показатель увеличится до 72%. Есть в этом отчете и другие выводы:

  • RPA ускоряет цифровую трансформацию;
  • к 2022 г. мировой рынок RPA достигнет 2,4 млрд. долл.;
  • RPA не имеет отраслевой специфики;
  • RPA развивается по принципу ядерной реакции;
  • вовлеченность сотрудников в RPA будет возрастать;
  • ИИ превратит RPA в IPA (Intelligent Process Automation).

Однако не все так просто и гладко. В относительно недавнем отчете EY «Get ready for robots. Why planning makes the difference between success and disappointment» обращается внимание на то, что в среднем по миру от 30 до 50% RPA-проектов не заканчиваются успехом. Основная причина неудач: стремление использовать программных роботов для оптимизации тех бизнес-процессов, в которых есть плохо алгоритмизированные, а то и вообще неалгоритмизированные шаги.

Поэтому Сергей Осипов рекомендует компаниям, пытающимся улучшить свои бизнес-показатели за счет использования RPA, строго придерживаться определенных правил. Главное из которых — очень внимательно отнестись к составлению «Карт процессов», в которых содержится детальное описание всех шагов, характеризующих соответствующий процесс. Ведь программный робот не принимает никаких решений. Он тупо, хотя и исключительно быстро, делает лишь то, чему его обучили. То есть, в отличие от продвинутых ИИ-сиcтем, не пытается развиваться и самосовершенствоваться, а лишь четко следует заложенным в него инструкциям. В то же время программного робота можно быстро (буквально за несколько дней) переучить.

Да, программный робот имитирует действия обычного пользователя, у которого глаза прикованы к экрану, а пальцы рук — к мыши и клавиатуре. Но делает это «мысленно». Поэтому ему не нужен отдельный десктоп или ноутбук. Стало быть, владельцы программных роботов могут сэкономить не только на фонде заработной платы, но и уменьшить свои расходы на клиентские устройства.