В последние дни минувшего года на сайте AIreport.ru опубликован 100-страничный аналитический сборник «Анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей обращение продуктов рынка „Искусственный интеллект“». Это уже шестой альманах в области ИИ, подготовленный аналитической группой Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект». Он ориентирован на профессионалов и содержит анализ множества действующих нормативно-правовых актов (НПА), имеющих отношение к технологиям ИИ. Как отечественных, так и зарубежных. В то же время данный альманах можно использовать в качестве «напоминалки». Так например, все ли помнят, что 28 января вступят в силу 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» и постановление правительства № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций»?

Напомним: 258-ФЗ определяет цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, круг участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, а также регулирует отношения, связанные с их установлением и реализацией. При этом среди возможных направлений разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций есть и такой: «продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом». То есть имеющий прямое отношение к деятельности интеграторов, реселлеров и других участников ИТ-рынка.

Что же касается постановления № 1750, то оно содержит перечень технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. Для участников ИТ-рынка в этом перечне особенно интересны технологии ИИ и работы с большими данными, в том числе в области бизнес-анализа, а также дескриптивной, предиктивной и предписывающей аналитики.

Руководитель авторского коллектива упомянутого выше сборника, к.ю.н., старший научный сотрудник ИГП РАН Андрей Незнамов обращает внимание на то, что уже более трех десятков стран имеют национальные стратегии развития ИИ. Однако он отмечает, что России предстоит пройти еще очень большой путь, выстраивая сис­тему регулирования технологий ИИ. Это действительно так. Федеральный проект «Искусственный интеллект», среди прочего, предусматривает разработку новых нормативно-правовых актов и стандартов, регулирующих отношения, возника­ющие в связи с созданием и использованием технологий ИИ.

Кроме того, такого рода пункты есть в «Национальной стратегии развития технологий ИИ на период до 2030 г.» (утверждена указом президента № 490 от 10 октября 2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»); «Дорожной карте развития „сквозной“ цифровой технологии „Нейротехнологии и искусственный интеллект“» (опубликована на сайте Минцифры 14 октября 2019 г.) и «Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 г.», утвержденной распоряжением правительства № 2129-р от 19 августа 2020 г.

Концепция, среди прочего, декларирует обеспечение равных для всех, включая предприятия малого и среднего бизнеса, возможностей для применения эксперимен­тальных правовых режимов и мер государ­ственной поддержки, а также для доступа к необходимым в целях разработки систем ИИ и робототех­ники данным из государственных и муни­ципальных информационных систем. Однако полной ясности с тем, как эти равные возможности будут реализованы на практике, пока нет. Но скоро все детали (в которых иногда «кроется черт»), станут известны: 30 декабря минувшего года на сайте Минэкономразвития было отмечено, что 258-ФЗ предусматривает принятие 17 подзаконных актов: 11 актов правительства и 6 приказов Минэкономразвития. Все эти акты уже разработаны.