Согласно исследованию, проведенному поставщиком аналитических баз данных Exasol, поколение людей в возрасте от 16 до 21 года не особо интересуется грамотностью в использовании данных, но в то же время более половины опрошенных представителей поколения Z считают, что современное образование должно делать акцент на навыках работы с данными, сообщает портал ComputerWeekly.

Термин «грамотность в использовании данных» (Data Literacy) находит широкое применение среди специалистов, которые оперируют бизнес-данными, но, как говорится в исследовании Exasol, в целом поколение Z ею мало интересуется. Только 43% респондентов считают себя грамотными в области работы с данными, 55% полагают, что им недостает этих навыков из-за пробела в образовании, в то же время 54% в принципе не знакомы с Data Literacy. Всего в рамках исследования было опрошено 3000 человек в возрасте от 16 до 21 года в Великобритании, США и Германии. Помимо этого в каждой из этих стран были проведены дискуссии в трех группах в возрасте от 18 до 25 лет.

Чтобы отразить поведенческие особенности поколения Z в плане привязанности к цифровым технологиям, Exasol изобрела термин «D/Natives». Результаты исследования вызвали иронию у его авторов. Им показалось странным, что цифровые аборигены «не совсем понимают, что их повседневная онлайн-активность включает в себя потребление и анализ большого объема данных, сюда входят, например, данные фитнес-трекеров, рекомендации развлекательных каналов, обзоры и оценки продуктов. Учитывая этот пробел в понимании, неудивительно, что D/Native не готовы применить свои подсознательные и естественные навыки грамотности в использовании данных в реальном мире».

Эда Пэррис, футуролог, культурный стратег и один из авторов исследования, считает, что «грамотность данных — это нечто большее, чем просто умение оперировать цифрами, это умение быть рассказчиком или комментатором. Мы создаем данные, но и данные создают нас. Это нелинейный процесс взаимосвязанного повествования. Данные не пугают технически подкованных людей, они не такие уж сложные. Данные — это факты, а грамотность в использовании данных — это способность распознавать и интерпретировать закономерности, которые эти факты обнаруживают. Исходя из этого, D/Native на самом деле могут быть более грамотными в плане работы с данными, чем они думают».

Тем не менее, результаты исследования вызывают тревогу у бизнес-руководителей, ищущих сотрудников, способных интерпретировать данные для принятия лучших решений. «Умение работать с данными становится все более важным на рабочем месте независимо от должностных инструкций. Теоретически, D/Natives должны были развивать навыки грамотности данных, необходимые для эффективного анализа данных, сторителлинга и визуализации. Раскрытие их потенциала может спровоцировать революцию в плане того, как мы используем данные для трансформации бизнеса и улучшения повседневной жизни», — говорит Хелена Швенк, аналитик рынка Exasol.

По ее словам, исследование подчеркивает две проблемы: подлинную нехватку навыков из-за несовершенства системы образования, особенно это касается более сложной работы с данными, и ярко выраженное взаимное непонимание D/Natives и работодателей, которые общаются на разных языках. Педагогам, бизнес-руководителям и самой молодежи предстоит проделать большую работу по преодолению разрыва в грамотности в использовании данных и создать не только продуктивную рабочую силу, но и процветающее общество.

Директор Exasol по данным и аналитике Питер Джексон обращает внимание на чрезмерную концентрацию внимания специалистов по обработке данных на STEM-образовании (science, technology, engineering, maths; наука, технология, инженерия и математика). «В командах, работающих с данными, есть место для самых разных людей. Когда вы поднимаетесь вверх по пирамиде DIKW, вам нужны люди, которые спросят: „Ну и что? Что мы будем делать с информацией, полученной из данных?“, — сказал он, ссылаясь на пирамидальную модель DIKW (данные, информация, знания и мудрость). — Чтобы понять это требуется любопытство и творческий подход. Итак, я бросаю вызов STEM. Лучший специалист по обработке данных, который когда-либо работал в одной из моих команд, получил степень по философии в Уорикском университете, потому что он был творческим и любознательным».

«Считается, что важно знать математику, но главное — логика. Говорите с молодыми людьми о логике, а не о математике. А также о закономерностях и аномалиях — это чрезвычайно важно, например, в здравоохранении. И мы действительно несем ответственность за взаимодействие между школой, системой образования в более широком смысле и отраслью. Мы должны делиться своими навыками с обществом», — добавил Джексон.