На днях Рунет облетела новость о том, что часть пользователей Atlassian получила письма о предстоящей блокировке аккаунтов в сервисах компании через 30 дней. Что нужно успеть сделать за неполный месяц, если вы получили такое сообщение от вендора?

Надо начать с того, что, в общем-то, на российском рынке происходит ряд изменений, и все больше компаний переходят на импортозамещенные системы. Atlassian не является исключением. В случае с сервисами этого вендора российский рынок находится в довольно комфортной ситуации, когда есть достаточное количество отечественных аналогов, на которые можно успеть перейти за 30 дней. Например, решения Platform V, SimpleOne, BPMSoft и многие другие.

Безусловно, бизнес и сотрудники ИТ-подразделений привыкли к Jira, Confluence, Trello и предвзято относятся к российским альтернативам. Главное понять, что «отсидеться» не получится. Чем быстрее начать переход с западных сервисов на российские, тем меньше будут потери для бизнеса.

Что же надо успеть сделать за 30 дней после получения письма? Во-первых, выбрать правильного подрядчика, который сможет вместе с заказчиком объективно оценить все предложения, которые есть на рынке, провести аудит бизнес-процессов, в которых задействованы сервисы Atlassian, и выбрать лучший стек сервисов по соотношению цены и необходимой функциональности.

Безусловно, этим может заняться собственная команда, но тогда половина срока до дня Х будет потрачена только на изучение рынка. ИТ-сервисные компании уже обладают всей необходимой информацией по возможностям и стоимости российских приложений, тогда как внутренним сотрудникам придется проводить исследование рынка с нуля. Сейчас мы находимся в таком состоянии, когда нужно позавчера, а получается только послезавтра.

В текущей ситуации ИТ-сервисные компании обладают не только опытом проведения бизнес-анализа текущего состояния процессов, построения архитектуры на отечественных решениях, но и практическими знаниями о внедрении и обучении сотрудников новым сервисам.

Во-вторых, не стоит пытаться использовать «нелегальные» способы обновления или продления лицензий. Мы видим, что идет ужесточение как российского законодательства в отношении западного ПО и сервисов, так и «закручивание гаек» со стороны самих вендоров.

В-третьих, если есть понимание, что в 30-дневный срок никак не успеть перейти на альтернативу, то нужно смириться, что на какое-то время в процессах может быть хаос, но важно определить болевые точки и постараться их нивелировать на время перехода на новые системы.

Безусловно, «письма счастья» от Atlassian стали для российских пользователей шоковой терапией. Но ключевым является то, что в России есть сервисы, на которые можно перейти уже сейчас, есть компании, которые обладают полной картиной по предложениям и ценовой политике и готовы перевнедрить системы в максимально короткие сроки. Главное — не откладывать переход на послезавтра, когда отсутствие некритичных на данный момент Jira, Confluence и Trello полностью остановит все процессы разработки.

Василий Саутин, руководитель департамента развития бизнеса IBS