Признаком бизнеса, основанного на инсайтах, является стратегия архитектуры данных, ориентированная на бизнес-цели, пишет в корпоративном блоге Мишель Гетц, вице-президент и главный аналитик Forrester.

Однако инвестиции в модернизацию платформ данных исторически сводятся к решению проблем, узких мест и задач ИТ. Так, 40% лиц, принимающих решения в области данных и аналитики, опрошенных Forrester в 2023 г., указали, что наиболее важным сценарием развития искусственного интеллекта является оптимизация ИТ-процессов за счет автоматизации и принятия решений на основе ИИ. Неудивительно, что энтузиазм бизнеса в отношении модернизации данных и миграции в облако невелик. Заинтересованные стороны не видят смысла в этих инвестициях — архитектура не связана с их целями и результатами.

Ожидания, связанные с инсайтами, велики. Но инсайты без действий, направленных на повышение уровня клиентского опыта, увеличение доходов или совершенствование бизнес-процессов и практик, это скорее для музея данных — места, где можно смотреть на данные, но не прикасаться к ним. Интуитивно заинтересованные стороны бизнеса понимают, что наибольшую ценность и наибольшие бизнес-результаты приносит быстрое получение инсайтов, а затем их применение в нужный момент.

Так что же должно измениться? Это подход к архитектуре данных. Вместо того чтобы начинать с данных и двигаться вверх к сценарию использования, начните со сценария использования и двигайтесь вниз к данным. Причина проста. Бизнес-результаты — это не просто метрики и KPI; они являются индикаторами того, как работает наш бизнес, как мы взаимодействуем с клиентами и предоставляем им ценность. Чтобы реализовать ценность данных и монетизировать их, необходимо знать, как они создаются, зачем они потребляются, какие инсайты побудят к действию или автоматизируют процессы и принятие решений, и когда эти данные должны быть интегрированы с нашими бизнес-действиями и решениями. Это оказывает существенное влияние на выбор инструментов, построение конвейеров, источники данных и способы управления данными.

Передовые компании, ориентированные на инсайты, переходят к архитектуре данных, основанной на результатах деятельности. Сетка данных передала право собственности на данные и их дизайн бизнесу, что заставило архитекторов и инженеров по данным работать в обратном направлении — от сбора, запроса и потребления данных к данным и системам. Сетка данных заставила архитектуру данных сопоставить поступление и предоставление данных с маршрутом клиента, бизнес-процессом и процессом принятия решения. В результате выяснилось, что ни один стандарт архитектуры данных не отвечает всем целям и результатам. Для использования данных во имя достижения бизнес-результатов служат следующие пять архитектурных паттернов.

  • Маркетплейс. Эффективное масштабирование данных для получения разнообразных инсайтов. Снижение совокупной стоимости владения и повышение эффективности использования данных являются основополагающими факторами окупаемости инвестиций в данные.
  • Бизнес-аналитика. Информирование и масштабирование процесса принятия решений. Понимание эффективности бизнес-практик позволяет лидерам и руководству бизнеса адаптироваться к изменяющимся условиям и сохранять устойчивость.
  • Предписывающая модель. Формулирование ИИ/МО для улучшения опыта. Выводы повышают качество решений в масштабе и персонализируют опыт, повышая показатели клиентов, сотрудников и бизнеса.
  • Операции и коммерция. Ускорение и автоматизация действий в масштабе. Потоковая обработка и свежесть данных настраивают базу данных для оптимизации задач и решений по всем показателям бизнес-процесса или процесса работы с клиентами.
  • Периферийный интеллект. Создание основы для многоканальных опыта и ценности. Потоки, коммуникационные сети и устройства обмениваются данными и интеллектом, связанными с несколькими потоками ценности, такими как клиентский опыт и производительность автомобилей, для экспоненциального увеличения доходов и прибыльности.