КОЛОНКА СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА
Редактор PC Week/RE попросил поделиться своими мыслями о проблемах системной интеграции (СИ) Игоря Крохина, генерального директора инженерного центра "Анкей" - известного поставщика крупных сетевых и системных решений для не менее крупных заказчиков, большую часть которых составляют государственные структуры.
Игорь Крохин, генеральный
директор инженерного центра
"Анкей"
PC Week: Игорь Валентинович, первый вопрос - традиционный: дайте, пожалуйста, Ваше определение понятия "системная интеграция".
И. К.: Системная интеграция, на мой взгляд, представляет собой разработку проекта работоспособной информационной системы.
PC Week: А как же с интеграцией оборудования, платформ, операционных систем и т. д.?
И. К.: Естественно, для реализации конкретного проекта необходимо установить некоторое количество различного оборудования, объединить его в единую систему и заставить синхронно выполнять определенные задачи. Но смысл деятельности системного интегратора я вижу вовсе не в выборе конкретного способа соединения между собой отдельных "железок", поскольку заказчик тратит деньги, вообще говоря, не на них. На самом деле ему нужны положительные изменения в своей деятельности, проще говоря - большая прибыль. Поэтому я считаю, что задача системной интеграции - это повышение прибыльности объекта деятельности заказчика за счет улучшения структуры его бизнеса в наиболее критически важных его элементах.
PC Week: Может ли системный интегратор, владеющий методиками реорганизации бизнес-процессов, работать в любых областях?
И. К.: Я полагаю, что системный интегратор, профессионально выполняющий свои задачи, работает только на конкретном вертикальном рынке. Любой интеграционный проект начинается с информационного обследования объекта заказчика и построения информационной модели. Самый важный элемент этого этапа - выявление и формализация "проблемных ситуаций" клиента. Поэтому, кстати, проще создавать новые системы на новом месте: нет проблем, которые надо выявлять и разрешать. Для правильного построения такой детальной информационной модели необходимы специалисты - консультанты, работающие в данной предметной области, знающие особенности конкретных технологий именно этого бизнеса, т. е. не "информатизаторы вообще". В этом смысле и системный интегратор, и специалист-консультант - это одно и то же лицо.
PC Week: Правильно ли я поняла Вашу мысль, что, начиная интеграционный проект, Вы описываете его цель в виде показателей прибыльности организации?
И. К.: Слова о том, что и заказчика в конечном счете интересует изменение его бизнеса в стоимостном выражении, - это лишь общая идея. Если все же попытаться дать определение СИ, то я бы сказал, что это создание работающей системы, отвечающей заранее заданным критериям и соответствующей сформулированным целям. Нет, очень сухо! Лучше так: "Системная интеграция понимается как объединение критериев (в смысле ограничений) и целей (в смысле воплощения творческой фантазии) в виде функционала, по которому проводится оптимизация".
PC Week: Здорово! Теперь к этому определению остается добавить только формальные методы реинжиниринга бизнес-процессов - и интеграция завершена?
И. К.: Все не так просто. Реинжиниринг, как это понимается на Западе, требует структурной перестройки организации заказчика, что очень за редкими исключениями совершенно неприемлемо у нас. Для нас наилучшим вариантом часто оказывается неожиданная техническая идея, которая рождается у технического специалиста, разбирающегося в бизнес-процессах. Такие специалисты и фирмы, опирающиеся на их знания, - это системные интеграторы второго типа, существующие только в России.
PC Week: Нужны ли специализированные консультационные фирмы, владеющие классическими методами реинжиниринга?
И. К.: Просто необходимы. Для примера приведу ситуацию, типичную для "Анкея". Заказчик обращается в независимую консультационную фирму и получает профессиональные рекомендации по перестройке своей деятельности. С этими рекомендациями заказчик обращается к системному интегратору, т. е. к нам, а мы, в свою очередь, разрабатываем для него конкретный проект и предоставляем его заказчику в виде документа. В результате на свет рождается некое интеграционное решение, которое ко всему прочему может тиражироваться как отдельный продукт.
PC Week: Как в случае такого тиражирования решаются проблемы технического сопровождения?
И. К.: Функции технической поддержки могут делегироваться той фирме-интегратору, которая купила у нас решение. Дело в том, что в отличие от Запада основную инсталляционную базу в России составляют системы на базе ПК и Unix. Поэтому проблем с поддержкой наших решений сторонними фирмами, как правило, не возникает. С другой стороны, существует класс действительно крупных и сложных системных решений на базе OpenVMS. Специалистов по OpenVMS не так много, особенно в регионах. При тиражировании таких решений особенно важным становится хорошая документация. Кроме того, мы практикуем удаленное конфигурирование и диагностирование из нашего центра.
PC Week: Какие еще технические проблемы Вам приходится решать наиболее часто в процессе реализации интеграционных проектов?
И. К.: Основные технические проблемы кроются опять же совсем не в технических особенностях оборудования. На мой взгляд, характерная черта чисто российского менталитета - это представление о том, что оборудование, наилучшее в своем узком классе, сохранит наилучшие характеристики при объединении с другим, тоже наилучшим, но уже в другом узком классе. Я вижу источник проблем с гетерогенностью оборудования и совместимостью именно в этом. Выдающееся оборудование обычно не стандартно - это и есть плата за экстрахарактеристики. Должно пройти некоторое время, прежде чем данное оборудование будет принято в качестве стандарта (де-факто или де-юре). К этому времени оно перестанет поражать воображение, зато будет прекрасно решать конкретные задачи вместе с другими устройствами.
Беседу вела Елена Покатаева
Системная интеграция понимается как объединение критериев (в смысле ограничений) и целей (в смысле воплощения творческой фантазии) в виде функционала, по которому проводится оптимизация